АННОТАЦИЯ
Результаты за первый год реализации проекта включают публикационную активность, новые научные данные, полученные на основе теоретических и эмпирических исследований, а также участие в двух международных конференциях. В плане публикационной активности в 2022 г. опубликовано 2 статьи в изданиях, входящих в РИНЦ (план – 0 статей на этот год). Кроме того, по результатам работ подготовлена и принята к рецензированию статья в журнале WoS (справка прилагается). Научные данные получены по вопросу роли модели психического как когнитивной основы социального познания, а также склонности к манипулятивному поведению в развитии социальной компетентности и взаимоотношений со сверстниками в подростковом возрасте Результаты эмпирического исследования с участием подростков 95 подростков 12-15 лет (46 девочек) показали различный вклад двух компонентов модели психического – социально-перцептивного и социально-когнитивного – в развитие социальной компетентности в подростковом возрасте. Использовался тест “Взгляд” для оценки социально-перцептивного компонента модели психического (оценка распознавания ментальных состояний по мимике) и задачи на понимание неверных мнений высшего порядка для оценки социально-когнитивного компонента. Просоциальное поведение оценивалось во время групповой игры в пазлы; рассчитывалось отношение количества просоциальных актов ко времени в секундах. Для внешней оценки социальной компетентности использовались разработанный опросник для учителей о социальном поведении подростков и социометрический метод. Было показано, что просоциальное поведение, академические достижения и убедительность в общении со сверстниками выше оценивается у подростков с высокими показателями социального-когнитивного аспекта модели психического, в то время как, высокие показатели социально-перцептивных способностей модели психического определяют у подростков большую популярность в своей социальной среде и частоту проявления помогающего поведения (по мнению учителей). Такие различия могут быть обусловлены, с одной стороны, различными траекториями развития этих компонентов в подростковом возрасте, с другой стороны – различиями во взаимосвязях с другими когнитивными способностями (речью, контроль импульсивности, способностью рассуждать). Исследование частоты проявления просоциального поведения в игре показало, что подростки, лучше прогнозирующие и понимающие ментальные состояния других людей как причину поведения, достоверно чаще действуют просоциально по отношению к одноклассникам, чем их сверстники. Сами подростки также предпочитают поддерживать дружеские отношения с одноклассниками, лучше понимающими и интерпретирующими поведение других людей в социальном взаимодействии. Данные результаты демонстрируют, что модель психического является одним из факторов, определяющих проявление просоциального поведения и дружеских связей у подростков. Однако, роль модели психического не только в положительных, но и в негативных аспектах социальной компетентности подростков. Низкий уровень способностей распознавания и понимания ментальных состояний, по всей видимости, является одним из факторов, определяющих отвержение со стороны сверстников. По сравнению со своими сверстниками, подростки с низким уровнем модели психического оказываются среди тех, с кем одноклассники не хотят поддерживать дружеские отношения ни в настоящем времени, ни в будущем. Восприятие этой группы детей учителями как тех, кто чаще подвергается насмешкам и тех, кто не склонен проявлять агрессию, согласуется с данными о низком уровне модели психического у жертв школьного буллинга. Интересно, что низкий уровень развития саморегуляции также может являться фактором, определяющим риск отвержения со стороны сверстников и использование манипулятивных стратегий взаимодействия. Данные результаты, а также важность влияния сверстников на успешность социальных отношений в настоящем и будущем ставит вопрос о необходимости вмешательств для снижения риска дальней социальной изоляции.
ЦИТАТА
Виленская, Г.А. Когнитивные основы социальной компетентности / Г.А. Виленская отчет по НИР № 22-28-00474 (Российский научный фонд)