Когнитивные основы социальной компетентности | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Когнитивные основы социальной компетентности

Виленская Галина Альфредовна
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ
ГОД 2022
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
В современной науке остро стоит проблема роли и значения когнитивного развития в социальном познании, становлении социальной компетентности детей. Социальная компетентность может быть охарактеризована как эффективность, с которой ребенок вступает в социальные взаимодействия со взрослыми и сверстниками (Junge et al., 2020), способность эффективно справляться с социальными взаимодействиями, решением социальных задач Развитие социальной компетентности важно для снижения риска поведенческих и эмоциональных проблем при будущем функционировании в обществе. Социальная компетентность в подростковом возрасте связана с широким разнообразием позитивных достижений, таких как уровень образования, статус занятости, более низкий уровень употребления наркотиков, депрессии и делинквентности. Напротив, недостаточная социальная компетентность связана с отвержением, социальной тревожностью, буллингом и агрессией. Модель психического, или способность к созданию ментальных моделей внутреннего мира других людей, как правило, рассматривается как предпосылка для развития социальной компетентности, и высокий уровень ее развития предполагает социально адекватное поведение и социальную успешность во взаимодействии (Bosacki et al., 2006, 2018; Longobardi et al., 2016, 2019). В то же время хорошо развитые навыки социального познания можно использовать как во благо другим, демонстрируя просоциальное поведение, так и во вред – манипулируя и воздействуя на других для достижения собственной выгоды (Caravita et al., 2010; Smith, 2017). В этом случае, дети, хорошо понимающие причины и последствия поступков других людей, могут демонстрировать как социально поддерживающее поведение, так и агрессивное и\или манипулятивное, что обнаружено, например, в метаанализе взаимосвязей между моделью психического и популярностью детей (Slaughter et al., 2015). Эти результаты подтверждают мнение о том, что модель психического является «нейтральным социальным инструментом», который может быть использован детьми и подростками для повышения своего социального статуса и достижения социальных целей (Сергиенко, 2015; Astington, 2003), Именно поиску природы этих индивидуальных различий в проявлении социальной компетентности будет посвящено исследование. Какие аспекты модели психического (и регулятивных способностей) являются действительно значимыми для развития социальной компетентности детей и подростков? Решение данного вопроса имеет принципиальное значение для понимания когнитивного психического развития. Однако оно также актуально не только для фундаментальных проблем психологии развития, но и для практики развития и обучения социальным навыкам в детском и подростковом возрастах. Понимание механизмов развития, оптимальных периодов коррекции и вмешательства способствует созданию адресных эффективных программ развития социальной компетентности детей и подростков. Научная новизна исследования состоит в комплексном изучении роли модели психического и регулятивных способностей в проявлении социального функционирования в детском и подростковом возрастах. Современные исследования обычно фокусируются на одном из аспектов социального функционирования, позитивном (социальная компетентность) или негативном (например, агрессивное поведение) в его связи с моделью психического. Изучение социальной компетентности как континуума способностей, на одном полюсе которого находится просоциальное поведение, а на другом – манипулятивное, совершаемое с целью собственной выгоды, позволит снять эти противоречия и раскрыть роль модели психического в социальном взаимодействии детей и подростков. Еще одним аспектом новизны и актуальности исследования является обращение к школьному и подростковому возрасту. Несмотря на огромный интерес к развитию понимания ментального мира Другого, подавляющее большинство исследований обращено к дошкольному или даже младенческому периоду. Развитие модели психического в младшем школьном и особенно подростковом возрасте изучено недостаточно. Большинство исследований в этом возрастном диапазоне сосредоточено на понимании неверных мнений второго порядка и понимании обмана, в то время как развитие эмоциональной компетентности, просоциального поведения и их связь с развитием модели психического изучены слабо. Много неясного остается и в области понимания того, каким образом связаны модель психического и склонность к манипулятивному поведению. Логичным было бы предположение, что искусные манипуляторы должны быть успешны в понимании внутреннего мира Другого (Paal, Bereczkei 2007), однако эмпирические данные противоречивы. Исследования, проведенные на взрослых, показывают отрицательные связи модели психического и макиавеллизма (Bereczkei 2018, Pilch, 2008, Vonk et al. 2015) Связи макиавеллизма с моделью психического у детей и подростков, скорее всего, опосредованы и адресуются к лишь к некоторым ее аспектам (Slaughter, 2010, Arefi, 2010, Barlow et al., 2010). Возможно, высокий уровень развития понимания ментальных состояний других людей препятствует манипулированию партнерами по взаимодействию, но дети и взрослые с высокими показателями макиавеллизма могут манипулировать другими вне зависимости от уровня развития своей модели психического Это подтверждают данные о связи макиавеллизма с прямой и реляционной агрессией у детей среднего возраста (Abell et al., 2015). Однако условия и факторы, способствующие реализации той или иной модели поведения, остаются дискуссионной проблемой, что обуславливает необходимость ее многоаспектного изучения. Изучение модели психического и социальной компетентности в подростковом возрасте ставит вопрос экологической валидности инструментов оценки модели психического в среднем и подростковом возрастах. Между оценкой различных аспектов социального понимания в «лабораторных» условиях и реализацией этого понимания в повседневной жизни существует значительный разрыв, поэтому важно сочетание инструментальных методов оценки социального понимания и социальной компетентности и оценок реального поведения детей в одном исследовании. Исследование в рамках проекта предполагает участие подростков 11-16 лет (5-9 класс). Для оценки модели психического планируется использовать «Тест чтения психического других людей по глазам» (S. Baron–Cohen, 1997, адаптация Лебедева, Лялина, 2009). Помимо этого будет использован ряд задач: на оценку рекурсивного мышления (т.е. возможности размышлять о мнениях одной персоны относительно мнений другой персоны и так далее) - нарративы (Liddle, Nettle, 2006) для оценки понимания ментальных состояний высшего порядка (3-й и 4-й порядок); и неоднозначные истории – рассказы, где требуется завершить сюжет, исходя из мнения о чувствах и намерениях персонажей (Bosacki, 2000) Оценка социальной компетентности включает несколько аспектов, наиболее часто измеряемых в исследованиях социальной компетентности. Это, прежде всего, ситуации реального взаимодействии со сверстниками, в которых будут оцениваться склонность к просоциальному поведению - способность бескорыстно делиться и\или помогать другому и способность к убеждению, как показатель умения добиваться своих коммуникативных целей – важного компонента социальной компетентности. Также будет оцениваться склонность к манипулятивному поведению, как возможному альтернативному проявлению социальной компетентности при помощи русскоязычной версии шкалы Mach – IV (Знаков, 2001). Для оценки популярности ребенка среди сверстников будет использоваться процедура социометрии. Способность к регуляции поведения является необходимым условием проявления социальной компетентности в поведении, поэтому ее оценка и сопоставление с данными других методик позволит выявить возможные причины и характер недостаточного уровня социальной компетентности у подростков. Опросник BRIEF(Gioia et al., 2000, адаптация Горина, 2019) позволяет оценить не только когнитивный контроль в виде исполнительных функций, но и контроль эмоций, контроль импульсивности как составляющую волевого контроля, т.е. охватывает все компоненты контроля поведения. Для дополнительной внешней верификации полученных оценок популярности, склонности к манипуляции, контроля поведения, просоциального поведения, способности убеждать и других аспектов социальной компетентности предполагается разработанная для данного исследования анкета для учителей.
ЦИТАТА
Виленская, Г.А. Когнитивные основы социальной компетентности / Г.А. Виленская // . – 2022. – С.
АВТОРЫ

Виленская Галина Альфредовна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

140
КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ КОГНИТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2022 год

2023 год

2020 год

2014 год