Экономический менталитет как фактор конкурентоспособности национальных экономик | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Экономический менталитет как фактор конкурентоспособности национальных экономик

Журавлев Анатолий Лактионович
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2022
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
В контексте исследования экономический менталитет предлагается рассматривать в качестве выраженных психологических элементов обыденных представлений населения об экономических явлениях (процессах, состояниях и свойствах) жизнедеятельности человека и общества, присущих большому количеству людей (релевантных обществу в целом). В процессе исследования выявлены различия экономических представлений россиян, американцев и японцев по отношению к ведущим источникам доходов (заработной плате и доходу), а также к инвестициям. Так, в США наиболее популярные запросы в сфере экономики связаны со словом «бизнес», а в Японии наибольший интерес пользователей проявляется к слову «доход». В России, как и в США, ведущий интерес пользователей интернета связан с бизнесом, но он характеризуется не столь высокими показателями. Если говорить о заработной плате, то интерес российских пользователей к ней значительно выражен, у американцев он также стабилен, но его общий уровень выше, чем у россиян, а у японцев заработная плата вызывает невысокий уровень интереса по сравнению с доходом, бизнесом и инвестициями. В России интерес к доходу демонстрирует минимальные значения как по структуре интереса, так и по частоте (количеству) – в сравнении с пользовательскими запросами из США и Японии. Если анализировать интерес к бизнесу, то в России запросы связаны с начальным этапом предпринимательской деятельности (открытием своего дела, например), в США они ориентированы на продвижение бизнеса (запрашиваются бизнес-аккаунты, кредиты, лицензии и т.д.), японские запросы в основном направлены на предпринимательскую деятельность в пределах своей страны и на долгосрочной основе. Запросы по доходам тоже имеют характерные особенности, в частности по их структуре. Так, в России запрашиваемая информация о доходах связана с интересами к доходам от малого бизнеса, а также размером заработной платы в различных отраслях экономики, в США высоки запросы, связанные с налогами на самостоятельную коммерческую деятельность, в Японии отличительной особенностью является интерес к ипотеке, соответствующей размерам получаемых доходов. Характерной особенностью по инвестициям в России является отсутствие выраженного интереса к недвижимости, который проявляется и в США, и в Японии. Экономико-психологический анализ представлений россиян о профессиональной деятельности и бизнесе показал следующие результаты. Как оказалось, профессиональная деятельность ассоциируются у пользователей социальной сети с ее содержанием, личностными и профессиональными навыками специалистов, профессиональной компетентностью и чувствами, например, любови к профессии. В сообщениях также обсуждаются природно (генетически) и социально обусловленные качества специалистов, которые могут оказывать существенное влияние на конечные результаты труда. В целом, по количественным показателям, эмоциональный фон отношения к профессиональной деятельности можно определить как нейтральный или уравновешенный, а интенсивность положительных переживаний значительно выше негативных. Бизнесу по многим профессиональным характеристикам пользователи сети приписывают минимальные требования, а успешную предпринимательскую деятельность они связывают в основном с личностными характеристиками бизнесменов, кроме того, предприниматели наиболее часто наделяется социальной ответственностью за других: менее успешных людей, регионы и страну. Экономический фактор в представлениях россиян о семье и семейных отношениях связан с неразрывным характером экономических и социальных проблем в семье. В целом, экономические факторы занимают значимые позиции в общей структуре семейных отношений и их можно представить такими обобщенными категориями, как зона экономических взаимоотношений в рамках семьи, зона экономических взаимоотношений в обществе, зона хозяйственно-бытовых отношений. Существенное значение в тематической группе сообщений занимает оценка ряда конкретных экономических явлений (кредит, ипотека, ремонт, автомобиль и т.д.) – это позволяет говорить о том, что материальные интересы пользователей в основном сосредоточены на бытовом уровне и не включают в себя, в достаточном количестве, экономические ситуации, способные помочь в повышении уровня жизни семьи за счет использования собственной инициативы. Изучение отношения молодежи к коррупции как проявления экономического менталитета россиян. показало, что к ведущим культурно-историческим факторам распространения коррупции молодые люди относят исторически сложившуюся, по их мнению, ориентацию госслужащих на получение дополнительных доходов за рамками формально узаконенного (нормативного) поведения. Отказ от такого поведения, как полагают респонденты, будет вызывать у окружающих негативную реакцию, может провоцировать непонимание у коллег, лишит их возможности бесконфликтного взаимодействия в коллективе. В процессе исследования выявлено, что среди студентов преобладает выраженное негативное отношение к личности коррупционера, а профессиональные или интеллектуальные характеристики коррупционеров не получают негативных оценок. Наиболее низкие оценки имеют моральные качества коррупционера. Неожиданным оказалось мнение о том, что инициаторами коррупционного поведения студенты в значительной степени признают не чиновников, а самих граждан, мотивированных желанием получить различного рода выгоды и преференции. Изучение современной динамики интереса к экономическим явлениям в России на основе русскоязычного корпуса Google Books показало, что период с 1985 по 1991 гг. отличался интенсивным ростом количества упоминаний термина «экономика». В свою очередь, 1992–2004 гг. характеризовались началом обсуждения рыночной экономики в России, а современный этап (2005–2019 гг.) связан с рефлексией места России в глобальном мире и мировой экономике, с разработкой перспектив создания т.н. социогуманитарной экономики. Полученные результаты позволяют также обосновать интерес к науке как элемент экономического менталитета. В перспективе, на основе полученных результатов, планируется исследовать особенности отношения к основным экономическим явлениям американских и японских пользователей интернета, что позволит выявить традиционные характеристики отношения к экономике среди представителей данных культур и сопоставить их с расширенными результатами, полученными на массовой российской выборке.
ЦИТАТА
Журавлев, А.Л. Экономический менталитет как фактор конкурентоспособности национальных экономик / А.Л. Журавлев отчет по НИР № 21-18-00541 (Российский научный фонд)
АВТОРЫ

Журавлёв Анатолий Лактионович

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Научный руководитель ИП РАН

Публикаций в поиске

1337
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2021 год

2021 год

2007 год

2020 год