Экономический менталитет как фактор конкурентоспособности национальных экономик | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Экономический менталитет как фактор конкурентоспособности национальных экономик

Журавлев Анатолий Лактионович
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2021
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
1.В ходе проведенного первого этапа исследования достигнуты следующие научные результаты. 1. Разработан новый теоретический подход к изучению обыденного сознания населения. Обосновано, что массовое обыденное сознание, отражая общественное бытие сквозь призму повседневности и практического опыта людей, способно не только выражать общее социально-психологическое состояние общества, но и оказывать опосредованное и отсроченное влияние на его социальное развитие. 2. При таком подходе уровень знаний, порождаемый индивидуальным и групповым/массовым опытом, накопленный многими поколениями и усвоенный в процессе социализации личности, повседневно используется населением с целью адаптации к социальной реальности, выступая неотъемлемой характеристикой национального типа сознания, который можно рассматривать в рамках теоретических концепций менталитета. Начальной целью такого изучения стало выявление структурных, содержательных и процессуальных паттернов концепта «мировоззрение» в обыденном сознании пользователей социальных сетей. 3. Широко используемым в рамках исследования методологическим подходом к изучению обыденного сознания выступает обращение к языковой парадигме анализа. Частным вариантом таких исследований стало обращение к продуктам коммуникационного обмена в социальных сетях, с выделением как рационального, так и эмоционального компонента текстовых сообщений. 4. Спецификой методического подхода также выступило обращение к качественному (содержательному) и количественному рассмотрению текстов посредством использования автоматизированных систем анализа коротких сообщений, которые позволяют оценивать эмоциональный фон высказываний. В частности, для смыслового анализа были выделены структурные элементы (индивидуально-личностные, социально-психологические, процессуальные, возрастные и гендерные); произведено обобщение выявленных психологических процессов в классические подгруппы – когнитивную, эмоциональную и конативную. Эмоциональный фон слов в исследовании рассматривается в диапазоне от -1 (наиболее негативный) до +1 (наиболее позитивный). 5. В ходе исследования выделены основные теоретические и методологические подходы к изучению базовых элементов менталитета (его структуры и содержания) через анализ научных публикаций в отечественной и зарубежной литературе (собрано более 3 000 работ, на первом этапе из них обработано 1455). 6. Теоретический анализ системных свойств феномена «мировоззрение», как ведущего компонента менталитета, позволил выделить иерархию составляющих его психологических элементов, пригодных для изучения структурных составляющих. Они включают в себя 11 элементов: социальные (1), личностные (2), процессуальные (3), возрастные (4), формирующие (5), когнитивные (6), пространственные (7), ценностные (8), эмоциональные (9), конативные (10) и материально-ориентированные (11). 7. Эмоциональная оценка высказываний пользователей социальных сетей позволила выделить 9 подгрупп высказываний (позитивных, нейтральных и негативных), неравномерно распределенных по 20-ти бальной количественной шкале в диапазоне от -1 до +1. В целом количество позитивных оценок мировоззрения, как элемента массовой российской культуры, составило лишь 3% от общего количества высказываний (диапазон от -0,2633 до -0,2578), нейтральные – набрали 4% (диапазон от -0,1501 до -0,1996), а 93% высказываний содержали негативные оценочные суждения (диапазон от -0,1002 до - 0,3333). 8. Проведена практическая апробация модели экономического менталитета на основе поисковых запросов в интернете в трех странах (России, США и Японии) по восьми таким экономическим категориям, как: «доход», «деньги», «наемная работа», «бизнес», «налоги», «инвестиции», «экономика», «собственность». 9. Как оказалось, во всех трех странах интерес к различным источникам доходов ярко выражен, хотя имеет в каждой из них свою специфику. Так, в России бесспорным лидером среди запрашиваемых источников дохода по данным поисковой системы Google Trends, вызывающим наибольший интерес пользователей, является заработная плата, которая держится на уровне 75 баллов по 100-балльной шкале (иногда возрастая почти до 100). Интерес российских пользователей к бизнесу и инвестициям не набирает и 30 баллов, хотя каждый четвертый запрос по доходам затрагивает проблемы бизнеса и инвестиций. 10. В США нижняя планка запросов по инвестициям также берет свое начало от основного уровня в 25 баллов, как и в России. Но если в России наиболее высок интерес к заработной плате, то в США такой интерес выражен на среднем уровне и концентрируется в пределах от 50 до 75 баллов. В свою очередь, в США источником дохода, интерес к которому может возрастать практически до 100 баллов, является доход от предпринимательской деятельности. 11. В Японии заметным фактором, отличающим интерес населения от характера интереса пользователей из России и США, выступает низкий уровень запросов по заработной плате (в среднем около 10 баллов). Такое явление специфично и присуще только японским пользователям. Наибольший интерес у них вызывают доходы от предпринимательской активности, что свойственно и запросам из США, но в Японии они стабильны и не подвержены резким сезонным колебаниям. 12. Интерес к инвестициям у российских пользователей отличается от характера интереса американцев и японцев, как небольшим количеством запросов, так и незначительным их разнообразием. В качестве частных результатов можно отметить, что американцы при запросе инвестиций не обозначают территориальных предпочтений, японцы же практически всегда запрашивают инвестиции на территории собственной страны, ограничивая их такими параметрами как «японские компании», «корпоративная пенсия», «корпоративная философия» и др. В России систематически встречаются запросы об инвестициях на английском языке, что свидетельствует о поиске пользователями инвестиций за рубежом. 13. Изучение отношения российских пользователей социальной сети Twitter к деньгам (проанализировано 1787 сообщений) позволило выделить 8 иерархических (ранжированных) подгрупп. Как оказалось, деньги в первую очередь ассоциируются с потребностями людей (1 ранг), временем (2), возможностями государства (3), расходами (4), экономическими процессами в обществе (5), философскими рассуждениями (6), решениями властей (7) и способами повышения доходов (8). Соображения по последнему поводу ограничены рамками трех ведущих позиций - работа, заработок, выплаты. 14. С эмоциональных позиций отношение к деньгам выражено словами – любить, ненавидеть, хотеть, а с когнитивных – знать, думать, понимать. Практически отсутствуют разговоры о сбережениях и инвестициях, обнаружены также регулярные обсуждения криминальных способов увеличения доходов. В структуре отношения пользователей социальной сети Twitter к деньгам основную их часть привлекает интерес к потреблению (63%), доходам (33%), сбережениям (менее 1%) и инвестициям (менее 1%). 15. Самостоятельной задачей исследования стало выделение характера экономических оценок и ожиданий в условиях пандемии. Как оказалось, интерес к проблемам распространения пандемии высок во всем мире, но даже в пиковый период распространения эпидемии, интерес к ней не смог превзойти интереса населения большинства стран к экономике. Эта тенденция получила распространение как среди американцев, так и среди японцев. Выявлено, что исключительно в России интерес к пандемии многократно превосходил интерес к экономическим явлениям - «работе», «экономике» и «бизнесу». 16. Анализ количественных показателей смысловых категорий по отношению к безработице позволил выявить, что наибольшее количество сообщений посвящено обсуждению: безработицы как сложного экономического феномена (35,6%), проблем человека, оказавшегося без работы (14,6%), социально-экономических особенностей российского государства (10,3), исторического (текущего) времени (6,5%), политических событий (6,3%) и социальных явлений в обществе (5,5%), к примеру – пандемии. Явные переживания пользователей вызывает непропорциональная связь между уровнем образования и профессиональной востребованностью человека (1,5%) в российском обществе. 17. Анализ эмоционального компонента отношения российских пользователей к важным экономическим явлениям (деньгам, налогам и безработице) показал, что положительный эмоциональный фон высказываний пользователей встречается крайне редко (около 1%), несколько чаще имеет место нейтральный эмоциональный фон (около 15 %), а наиболее распространен негативный (84%). Общим выводом изучения эмоционального фона отношения россиян к экономическим явлениям может стать утверждение о том, что они (экономические явления), связанные с деньгами, налогами и безработицей, вызывают среди пользователей устойчивые и выраженные негативные оценки, что необходимо учитывать при принятии важных государственных решений. 18. Произведен теоретический анализ исследований проблем менталитета и экономического менталитета в русскоязычной и англоязычной базах Google по категории «собственность», анализировались частота показов, временной срез показов по годам и изданиям, свидетельствующий о характере интереса к проблеме на протяжении последних 10 лет. 19. В рамках исследования подготовлено 14 статей, их них: 9 из них размешены в базах цитирования Scopus/WoS; 2 изданы как главы в монографиях; 2 опубликованы в списке журналов, рекомендованных ВАК; 6 представлены на международных (5) и российских (1) конференциях; 5 изданы за рубежом; 6 изложены на английском языке. Ссылки на информационные ресурсы: https://elibrary.ru/item.asp?id=46572872 https://www.europeanproceedings.com/files/data/article/10090/15737/article_10090_15737_pdf_100.pdf https://www.europeanproceedings.com/files/data/article/10090/15745/article_10090_15745_pdf_100.pdf https://www.europeanproceedings.com/files/data/article/10090/15748/article_10090_15748_pdf_100.pdf https://elibrary.ru/item.asp?id=47240202 https://elibrary.ru/item.asp?id=46404853
ЦИТАТА
Журавлев, А.Л. Экономический менталитет как фактор конкурентоспособности национальных экономик / А.Л. Журавлев отчет по НИР № 21-18-00541 (Российский научный фонд)
АВТОРЫ

Журавлёв Анатолий Лактионович

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Научный руководитель ИП РАН

Публикаций в поиске

1337
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2021 год

2022 год

2007 год

2020 год