Экономический менталитет как фактор конкурентоспособности национальных экономик | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Экономический менталитет как фактор конкурентоспособности национальных экономик

Журавлев Анатолий Лактионович
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ
ГОД 2021
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Россия занимает первое место в мировом рейтинге стран с самыми богатыми природными ресурсами, но по уровню жизни населения находится лишь на 96 месте в списке из 149 стран. Проблема состоит в том, что может ли такое положение быть связано с характеристиками экономического менталитета россиян. С теоретических позиций категория «менталитет» становится предметом широкого научного дискурса и тяготеет, как в отечественной, так и зарубежной литературе, к междисциплинарному пониманию, что сопряжено с большой совокупностью разработанных понятий, которые входят в ее структуру. Разработка этой категории в рамках экономического менталитета требует выработки схем описания ее структурной композиции, уточнения базовых теоретических представлений, способных помочь в его структурировании, операционализации схем эмпирического изучения и конкретизации ее составных элементов на основе анализа больших данных о выборке респондентов и использования при этом сложноорганизованного количественного анализа первичных данных. С прикладных позиций экономический менталитет требует углубленного психологического изучения различных его аспектов: сущности, структуры, факторов формирования, характера влияния на экономическое поведение личности, особенностей корпоративного взаимодействия и влияния на экономическое развитие страны, в целом. Предполагается, что такой анализ возможен через изучение большого массива текстовой информации экономического характера, отражающей характер повседневного взаимодействия людей. В частности, это может быть анализ поисковых запросов в Google, сообщений в социальных сетях и новостного контента в ведущих СМИ, отражающие экономические предпочтения большого количества людей. Посредством машинного анализа текста (с использованием нейронных сетей), можно будет наглядно выявить и описать психологические характеристики и динамику отношения населения к экономическим явлениям. Такое исследование важно провести в экономиках различного типа. В соответствии с данным положением, для исследования характерных особенностей экономического менталитета избраны страны с максимально различающимся историко-культурным характером развития - Россия, США и Япония. Более ранние исследования, проведенные заявленным коллективом с применением технологий искусственного интеллекта, показали возможность когнитивного, эмоционального и мотивационного (конативного) анализа структуры, содержания и процессуальных характеристик социальных явлений, имеющих массовый (многочисленный) характер, что позволяет говорить о надежности предлагаемых методологических подходов и конкретных методов.
ЦИТАТА
Журавлев, А.Л. Экономический менталитет как фактор конкурентоспособности национальных экономик / А.Л. Журавлев // . – 2021. – С.
АВТОРЫ

Журавлёв Анатолий Лактионович

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Научный руководитель ИП РАН

Публикаций в поиске

1337
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2021 год

2022 год

2007 год

2020 год