АННОТАЦИЯ
Россия занимает первое место в мировом рейтинге стран с самыми богатыми природными ресурсами, но по уровню жизни населения находится лишь на 96 месте в списке из 149 стран. Проблема состоит в том, что может ли такое положение быть связано с характеристиками экономического менталитета россиян. С теоретических позиций категория «менталитет» становится предметом широкого научного дискурса и тяготеет, как в отечественной, так и зарубежной литературе, к междисциплинарному пониманию, что сопряжено с большой совокупностью разработанных понятий, которые входят в ее структуру. Разработка этой категории в рамках экономического менталитета требует выработки схем описания ее структурной композиции, уточнения базовых теоретических представлений, способных помочь в его структурировании, операционализации схем эмпирического изучения и конкретизации ее составных элементов на основе анализа больших данных о выборке респондентов и использования при этом сложноорганизованного количественного анализа первичных данных. С прикладных позиций экономический менталитет требует углубленного психологического изучения различных его аспектов: сущности, структуры, факторов формирования, характера влияния на экономическое поведение личности, особенностей корпоративного взаимодействия и влияния на экономическое развитие страны, в целом. Предполагается, что такой анализ возможен через изучение большого массива текстовой информации экономического характера, отражающей характер повседневного взаимодействия людей. В частности, это может быть анализ поисковых запросов в Google, сообщений в социальных сетях и новостного контента в ведущих СМИ, отражающие экономические предпочтения большого количества людей. Посредством машинного анализа текста (с использованием нейронных сетей), можно будет наглядно выявить и описать психологические характеристики и динамику отношения населения к экономическим явлениям. Такое исследование важно провести в экономиках различного типа. В соответствии с данным положением, для исследования характерных особенностей экономического менталитета избраны страны с максимально различающимся историко-культурным характером развития - Россия, США и Япония. Более ранние исследования, проведенные заявленным коллективом с применением технологий искусственного интеллекта, показали возможность когнитивного, эмоционального и мотивационного (конативного) анализа структуры, содержания и процессуальных характеристик социальных явлений, имеющих массовый (многочисленный) характер, что позволяет говорить о надежности предлагаемых методологических подходов и конкретных методов.
ЦИТАТА
Журавлев, А.Л. Экономический менталитет как фактор конкурентоспособности национальных экономик / А.Л. Журавлев // . – 2021. – С.