Когнитивные и регуляторные механизмы продуктивной жизнедеятельности | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Когнитивные и регуляторные механизмы продуктивной жизнедеятельности

Волкова Елена Вениаминовна
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2020
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
В данном проекте изучение когнитивных и регуляторных механизмов продуктивной жизнедеятельности осуществляется одновременно в трех направлениях: теоретико-фундаментальном, эмпирическом и прикладном. ВЫПОЛНЕННЫЕ В ОТЧЕТНОМ ГОДУ РАБОТЫ I. Собран и обработан эмпирический материал по комплексу из 4 блоков (Q-data, O-data, L-data). Выборку исследования после удаления выбросов и уменьшения нижней и верхней границ возраста составили 3011 респондентов из нескольких городов России (Калуга, Кострома, Москва, Пермь, Таганрог, Уфа), преимущественно женского пола (58,0 %); возрастной диапазон составил от 18 до 40 лет (M = 21,82; SD = 4,28). Всего 94 показателя, из них 81 первичный, не агрегированный, показатель. II. Продолжена разработка многоуровневой многопараметрической типологии индивидуальности. Было протестировано несколько альтернативных выборок: выборка 2583 респондентов (46% мужчин), выборка 3011 человек (42% мужчин), выборка 1259 человек (100% мужчин), выборка 1752 человека (100% женщин). III. Проведен семантико-когнитивный анализ концепта Работа - определены дифференциальные, классификационные и категориальные когнитивные признаки. IV. Определены связи между показателями организации концепта Работа и показателями ментальных ресурсов индивидуальности. V. Определены связи между показателями организации концепта Семья и показателями ментальных ресурсов индивидуальности. VI. Разработаны эмпирические модели организации индивидуальных ментальных ресурсов. ПОЛУЧЕННЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Предложено многомерное и многоуровневое описание конструкта Духовная Личность. II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: I. Реализована эмпирическая верификация трех фундаментальных механизмов организации индивидуальных ментальных ресурсов – Активность (А), Эмоциональность (Е) и Мудрость (W). Тестирование нескольких альтернативных выборок – 2583 респондента (46% мужчин), выборка 3011 человек (42% мужчин), выборка 1259 человек (100% мужчин), выборка 1752 человека (100% женщин) показало, что независимо от половозрастного состава устойчиво выделяются три компоненты/фактора с общими психическими механизмами регуляции поведения: Первый фактор объединял показатели, отражающие ценностно-смысловое отношение к жизни. Мы назвали этот фактор Мудрость (W). Второй фактор охватывал разные аспекты проявления Эмоциональности. Мы назвали этот фактор Эмоциональность (E). Третий фактор объединял различные атрибуты продуктивной жизнедеятельности. Мы назвали эту комбинацию переменных Активность (A). II. Представлено описание внешнего и внутреннего проявления генерализации разноуровневых свойств индивидуальных ментальных ресурсов, отражаемой в типовых особенностях жизнедеятельности человека. Кластеры различаются как на уровне личностных черт, ценностно-смысловых отношений, так и на уровне моделей поведения и познания. В первый кластер вошли люди с ярко выраженными психотическими особенностями, повышенной возбудимостью и средними значениями показателей Активности и Эмоциональности. Для них важна доступность профессиональной деятельности. Они отличаются низкими значениями показателей духовности и ценностно-смыслового отношения к жизни. В своем поведении они полагаются на «грубую» оценку людей и событий и, столкнувшись с трудной ситуацией, предпочитают игнорировать проблему или обратиться к социальным действиям. Респонденты первого кластера характеризуются низкими значениями показателя Мудрость и средними значениями показателей Активности и Эмоциональности. Второй кластер объединяет респондентов с высокими показателями Активности, Экстраверсии, Гипертимности, Демонстративности, Педантичности и средними показателями Эмоциональности. Для них характерны высокая Мотивация Достижений и Ценность Профессиональной деятельности. Ядро личности - духовность и ценностное отношение к жизни. Они используют широкий спектр когнитивно-стилевой регуляции поведения и деятельности. Респонденты этого типа поленезависимы, толерантны к неопределенности и открыты для нового опыта. Они обладают высокой гибкостью когнитивного контроля; умеют действовать не только быстро, но и точно, тщательно проверяя факты. Они могут как следовать инструкциям при решении сложных проблем, так и выходить за рамки инструкций, предлагая необычные способы решения проблем. В сложной ситуации они применяют широкий спектр стратегий совладания. По-видимому, такие личностные качества и ценностно-смысловое отношение к жизни обеспечивают высокую жизнестойкость личности. Респонденты второго кластера отличаются высокими значениями показателей Мудрость и Активность и средними значениями показателя Эмоциональность. В третий кластер вошли респонденты с невротическими чертами, высокой Эмоциональностью и низкой Активностью. Они отличаются средними значениями показателей духовности, ценностно-смыслового отношения к жизни и низкими показателями Мотивации. Когнитивно-стилевое регулирование не выражено. Предпочитаемый копинг - Самообвинение. Низкая активность, ярко выраженная Эмоциональность и невротические черты сопряжены с низкими показателями Жизнестойкости. Респонденты третьего кластера имеют высокие значения показателя Мудрости, средние значения показателя Эмоциональность и низкие значения показателя Активности. III. Выявлены наиболее важные предикторы для дифференциации типов индивидуальных ментальных ресурсов: показатели Экстраверсия; Гипертимность; Моторная, Интеллектуальная и Коммуникативная Скорость; Коммуникативная Пластичность и Эргичность; Мотивация Достижения. 4. Разработаны эмпирические модели организации разных типов индивидуальных ментальных ресурсов. 5. На основе семантико-когнитивного анализа концепта Работа показано, что современная молодёжь ориентирована на:  профессионализм, качество и успех в командной и индивидуальной деятельности;  активность, упорство и усиление влияния интеллекта в трудовой деятельности;  самоактуализацию и развитие в процессе труда;  вознаграждение за свой труд. При этом не остаются без внимания возможные основания опасений, проблем, связанных с трудовой деятельностью:  безопасность и защита труда;  большие нагрузки;  недостаточный уровень оплаты труда. Полученные устойчивые результаты свидетельствуют о рефлексивной и достаточно объективной позиции у молодых людей относительно той работы, которую они выполняют или планируют выполнять. Однако, работа воспринимается ими как инструмент достижения каких-либо целей, но не является целеполагающей. 6. На большом массиве эмпирических данных доказано, что концептуализация представлений о Семье и Работе сопряжена с разноуровневыми свойствами индивидуальных ментальных ресурсов. 7. Выявлен сходный профиль распределения признаков концептов Работа и Семья по категориям у респондентов разных кластеров, но мера их выраженности разная. Данный факт указывает на общие размерности концептуализации представлений о работе, семье, но разную меру их востребованности у респондентов с разной организацией индивидуальных ментальных ресурсов. III. ПРИКЛАДНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Разработаны эмпирические модели индивидуальных ментальных ресурсов, позволяющие реализовывать локальные воздействия в целях управления персоналом, семейного консультирования и организации рабочего пространства. 2. Апробирован психодиагностический инструмент – структурированная анкета «Продуктивная жизнедеятельность». Представлены его психометрические характеристики. Полученные результаты представлены в 3 научных докладах, 1 монографии и 4 статьях.
ЦИТАТА
Волкова, Е.В. Когнитивные и регуляторные механизмы продуктивной жизнедеятельности / Е.В. Волкова отчет по НИР № 18-18-00386 (Российский научный фонд)
АВТОРЫ

Волкова Елена Вениаминовна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕНТАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ имени В.Н. Дружинина
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

146
ИНТЕЛЛЕКТ ХИМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ПСИХОЛОГИЯ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2018 год

2018 год

2019 год

2014 год