АННОТАЦИЯ
Анализ исследований профессиональной мотивации показал, что доминирующим в них был и остаётся подход «от построения теоретических моделей индивидуальной мотивационной сферы работников к созданию условий на работе для удовлетворения и реализации его потребностей и интересов». На основе теоретических моделей мотивационной сферы человека - "Пирамида потребностей" А.Маслоу, двухфакторная теория мотивации труда Ф.Герцберга, модель "Мотивация на рабочем месте" Хакмана и Олдхэма, концепция увлечённости работой В. Шауфели, модель "Жизненные ориентации работников" А.А.Грачёва и др. – разработаны доказавшие свою эффективность системы мотивирования работников. Данный подход основывается на понимании трудовой организации как объединении людей (работников) для удовлетворения их личных интересов и решения жизненных проблем (М.И.Бобнева). Признавая важность этого подхода, мы считаем не менее важным противоположный по направленности подход – «от изучения общественного предназначения профессий и трудовых организаций к индивидуальной мотивации труда работников» Данный подход, обозначаемый нами как нормативный, основывается на допущении о подстройке индивидуальной мотивации работника к требованиям, исходящим от общественного предназначения профессии, специальности, должностной позиции. Актуальность разработки нормативного подхода наиболее очевидна для представителей служебной деятельности. Нормативная направленность личности сотрудников служебной деятельности определяется не только и не столько индивидуальными особенностями их мотивационной сферы, сколько задаётся общественными требованиями служебной деятельности. Исходя из приоритета общественного предназначения служебной деятельности, обоснована иерархическая структура нормативной направленности личности служащих. Ведущими в ней являются социальные мотивы, связанные с осознанием предназначения служить на благо Отечества, а также собственно профессиональные мотивы, связанные с достижением определённых ролевых позиций в службе. Подчиненными являются материальные мотивы и мотивы саморазвития. Тем, кто готовит себя к служебной деятельности, государственной службе и тем, кто уже являются служащими, необходимо иметь осознанное представление о требуемом соподчинении мотивов, то есть о нормативной направленности личности служащего. Для проведения эмпирического исследования представлений о нормативной направленности личности служащих была разработана авторская анкета закрытого типа, включавшая перечень 18 личных целей: 6 личных целей соответствовали мотивам общественного предназначения служебной деятельности, другие 6 личных целей – мотивам материального и социального благополучия, ещё 6 личных целей – мотивам саморазвития и самореализации. Инструкция требовала от обследуемых выбора 5-и личных целей, которыми должны руководствоваться служащие как приоритетными. Кроме того, использовалась методика «МОСТ» для диагностики профессиональной мотивации работников налоговых органов (А.Г.Шмелёв с соавт.) и методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В.Овчарова) для курсантов и студентов. В исследовании приняли участие 88 работников территориальных налоговых органов ФНС России, 304 студента российского Институтов управления (г.Белгород) по специальности «Таможенное дело», 76 студентов российского правоохранительного колледжа (г.Белгород, а также 51 студент Академии государственного управления Республики Армения, всего, 519 респондентов. Полученные результаты оказались схожими как для действующих (сотрудники налоговых органов), так и будущих представителей служебной деятельности (студентов профильных специальностей). По представлениям большинства сотрудников налоговых органов, служащие должны руководствоваться личными целями, выражающими мотивы их материального и социального благополучия, а также личностного и профессионального саморазвития. При этом, личные цели, выражавшие мотивы общественного предназначения служебной деятельности, государственной службы имели подчиненный характер.Установлено прямое содержательное соответствие личных целей, которые, по мнению сотрудников налоговых органов, должны быть приоритетными для служащих, и выраженностью мотивов служебной деятельности самих сотрудников: сотрудники, которые считали, что личная цель «материальное вознаграждение» должна быть приоритетной для служащих, сами имели высокую выраженность мотивов материальной выгоды, а сотрудники, которые считали, что личная цель «получение положительных отзывов от людей» должна быть приоритетной для служащих, сами имели высокую выраженность мотива общественной пользы служебной деятельности. По представлениям большинства (от 66 до 90%) как российских курсантов и студентов, так и армянских студентов, приоритетными для служащих должны быть мотивы саморазвития, самосозидания, социального и материального благополучия. При этом, относительная доля таких курсантов и студентов возрастает по мере перехода на более старшие курсы. Обосновывается необходимость разработки психолого-педагогических программ по развитию нормативной направленности личности у будущих служащих. Разработана авторская программа формирования у студентов - будущих специалистов служебной деятельности представления о нормативной направленности личности служащего и умений реализации этого представления в профессиональных ситуациях. Программа прошла эмпирическую апробацию на студентах выпускного курса – будущих сотрудников таможенной службы и получила положительную оценку экспертов в данной области служебной деятельности. Результатам проведенных исследований опубликованы в 6 научных статьях (2 статьи в изданиях списка ВАК, 4 статьи - изданиях, индексированных в РИНЦ), а также доложены в выступлениях и опубликованы в материалах 3-х Международных конференций: в Амстердаме (материалы индексированы в базах Scopus), Окленде, Новая Зеландия (материалы индексированы в базах WoS) и Ереване (материалы индексированы в базах РИНЦ). Подготовлено научно-методическое пособие «Нормативная направленность личности будущего специалиста служебной деятельности: диагностика и формирование». План работы по проекту выполнен. Результаты исследований могут быть реализованы в психолого-педагогическом сопровождении развития личности будущих специалистов служебной деятельности, обучающихся в профильных учебных заведениях, а также при отборе кандидатов на работу по специальностям служебной деятельности.
ЦИТАТА
Обознов, А.А. Нормативная направленность личности специалистов служебной деятельности / А.А. Обознов отчет по НИР № 16-26-20007 (Российский гуманитарный научный фонд)