АННОТАЦИЯ
Реализованный проект имел своей целью выявление комплексных механизмов регуляции человеком собственной психической деятельности и поведения, на материале трансдуктивного реципрокного взаимного опосредствования психологических систем автобиографической памяти и самоидентичности. В результате реализации проекта на основании выполнения научно-исследовательской программы, включающей в себя цикл из 8 эмпирических исследований, было установлено, что автобиографическая память и самоидентичность личности представляют собой структурно изоморфные системы, взаимно модулирующие потенциальные структурные связи. Трансдуктивность данных систем проявляется в том, взаимодействие между ними реализуется на уровне взаимодействия систем самоопределяющих воспоминаний в структуре автобиографической памяти и конкретных показателей по самооценочно значимым качествам в структуре самоидентичности. Функционирование двух взаимодействующих систем представляет собой динамичную смену актуального фокуса взаимосвязей на фоне относительно пассивной периферии. Причем, переключение с одного фокуса на другой детерминируется как внутренней логикой организации самих психологических систем, так и внешними ситуативными факторами, в первую очередь, параметрами осуществляемой деятельности. При этом психологические системы автобиографической памяти и самоидентичности являются качественно различными и имеют специфические закономерности функционирования. Для автобиографической памяти фундаментальным принципом работы является принцип позитивной конструктивности, т.е. спонтанной трансформации воспоминаний в направлении повышения само-эффективности и субъектности. Для самоидентичности таким фундаментальным принципом выступает согласование уровня притязаний с доступным корпусом релевантных самоопределяющих воспоминаний. В процессе жизнедеятельности личности осуществляется последовательное чередование активных полюсов трансдуктивного влияния изученных психологических систем. С одной стороны, активированная конфигурация структурных и содержательных единиц автобиографической памяти модулирует соответствующий ей сегмент самоидентичности, что ведет к формированию конкретного уровня притязаний и реализации релевантных паттернов деятельности. В свою очередь, характеристики разворачивающейся деятельности смещают корпус активированных параметров я-концепции, которые действуют в качестве селекторов доступных содержаний автобиографической памяти. Целенаправленная активизация одного из полюсов трансдуктивной сети закономерно ведет к аккомодации другого полюса в форме селективного согласования соответствующих друг другу содержаний с их последующим качественным развитием и переходом на новый уровень функционирования. Описанные выше теоретические выводы базируются на ряде полученных в ходе выполнения проекта эмпирических фактов: 1. Целенаправленное включение в автобиографическую память позитивных эпизодов, относящихся к актуализации самооценочно значимых качеств личности ведет к снижению рассогласования уровней его самооценки и притязаний, что проявляется в долгосрочном снижении уровня личностной тревоги. 2. Межпоколенно устойчивые и подлежащие внутрисемейной трансмиссии параметры автобиографической памяти (фиксированный объемом событийного наполнения истории жизни; субъективная протяженность детской амнезии; преобладание количества позитивных воспоминаний над количеством негативных; преобладание эмоциональной насыщенности пространства позитивного опыта над пространством негативного опыта и др.) однозначно определяют измеряемые параметры самоидентичности. 3. Формирование позитивной составляющей эмоционального профиля автобиографической памяти молодого человека является результатом интериоризации параметров, интегрирующих культурный сценарий жизни и историю жизни его родителя, в то время как негативная составляющая – базируется исключительно на истории жизни родителя. Эмоциональная экспрессивность автобиографической памяти формируется стадиально: на первом этапе молодой человек заимствует её у родителя и проецирует на своё представление о типичном жизненном сценарии, на следующем этапе родитель начинает испытывать влияние эмоциональной экспрессивности обобщенного сценария жизни взрослого ребенка при ретроспективном воспроизведении своего прошлого. 4. Автобиографической памяти обладает потенциалом согласования наличного корпуса воспоминаний и самоидентичности в ситуации интенсивной трансформации самоидентичности у лиц перенесших хирургическую смену пола в сравнении с контрольной группой респондентов со стабильной гендерной идентичностью. На фоне значимой редукции эффекта позитивной конструктивности автобиографической памяти успешная адаптация к новой гендерной идентичности положительно связана со снижением процента негативных воспоминаний, повышением дифференцированности эмоциональных оценок событий прошлого, увеличением количества сценарных и типичных воспоминаний, что приближает показатели к показателям контрольной группы. 5. Переживание интегральной самоидентичности может быть индуцированно одновременным осознанием совокупности самоопределяющих воспоминаний. Описан комплекс объективных индикаторов эффективности данного процесса, связывающий глазодвигательные и нейрофизиологические признаки согласованности функционирования систем самоидентичности и автобиографической памяти (по данным окулографического метода и метода фМРТ сканирования головного мозга при предъявлении оригинальной аудиальной стимуляции). 6. Переживание автобиографической ностальгии служит субъективным индикатором успешности сопоставительного оценивания расхождения между параметрами самоидентичности в прошлом и в настоящем, в диапазоне которых изменение самоидентичности продуктивно преодолевается потенциалом автобиографической памяти за счет виртуальной интеграции представления о «я-в прошлом» и «я-в настоящем». 7. Когнитивные механизмы обеспечения пластичности автобиографической памяти, необходимой для гибкой аккомодации к системе самоидентичности включают в себя возможность намеренного понижения доступности неконгруэнтного наличной самоидентичности материала. 8. Присутствуют закономерные взаимосвязи между структурно-содержательными характеристиками автобиографической памяти, индивидуально предпочитаемыми стратегиями психологической защиты и копинга. 9. Целенаправленная активизации автобиографического воспоминания, связанного с территориальным аспектом самоидентичности (типичный для японской культуры феномен «генхуке») повышает мотивацию экологически протективного поведения. Результаты выполнения проекта представлены в 26 докладах на 18 конференциях, опубликованы (9 статей, 22 тезисов) и подготовлены к публикации (2 статьи, 4 тезисов). Таким образом, цели проекта достигнуты, а заявленный проект полностью выполнен.
ЦИТАТА
Нуркова, В.В. Регуляция самоидентичности системой автобиографической памяти / В.В. Нуркова отчет по НИР № 15-36-01045 (Российский гуманитарный научный фонд)