АННОТАЦИЯ
Для современной психологии актуальной является проблема функционирования одних психических функций в качестве средств регуляции других психических функций. Причем, если традиционно данная проблематика исследуется в контексте иерархических отношений между вышележащими и нижележащими уровнями организации психики, то новизна нашего подхода состоит в анализе механизмов трансдуктивного взаимодействия высокоуровневых психологических систем, которые ранее не исследовались. В заявленном проекте впервые будет эксплицирована и эмпирически верифицирована теоретическая модель взаимодействия двух высокоуровневых когнитивно-личностных функций – автобиографической памяти и самоидентичности. Планируется подтвердить положение об особом типе взаимосвязи данных психологических систем - принципе трансдуктивного реципрокного взаимного опосредствования, исследовав закономерности их спонтанной и целенаправленной трансформации в различных условиях и определить их вклад в регуляцию деятельности и благополучие личности. Основная гипотеза исследования заключается в том, что психологические системы автобиографической памяти и самоидентичности динамично взаимодействуют по принципу трансдуктивного реципрокного взаимного опосредствования. Предлагаемый проект направлен на эмпирическую верификацию ряда частных гипотез: 1) Направленное смысловое обогащение самоопределяющих автобиографических воспоминаний ведет к позитивному изменению самоидентичности; 2) В результате сопоставления автобиографических воспоминаний, адресованных к завершённому и текущему интервалам самоидентичности, возникает специфическое переживание в диапазоне от ностальгии до «прерванной самоидентичности»; 3) Культурно специфические и внутрисемейно устойчивые характеристики профиля самоидентичности формируются в процессе межпоколенной трансмиссии формальных и содержательных параметров автобиографической памяти; 4) При угрозе деструктивной трансформации самоидентичности в объективно неблагоприятных условиях жизни автобиографическая память может, выполняя опосредствующую функцию, выступать в качестве основного ресурса для компенсации психологического неблагополучия. Задачи проекта включают в себя эмпирическое установление причинно - следственных реципрокных связей между а) конкретными актуализированными воспоминаниями, релевантными самооценочно значимым параметрам я-концепции, и самоидентичностью; б) конкретными актуализированными воспоминаниями и психологическим состоянием переживания интегральной самоидентичности; в) структурными и содержательными характеристиками присвоенного во внутрисемейном контексте целостного представления о своем прошлом и особенностями самоидентичности с учетом вариативности культурных жизненных сценариев; г) регулярной трансформацией картины прошлого и психологической защитой в условиях угрозы утраты позитивной самоидентичности (на материале анализа изменений личности при хроническом алкоголизме); д) реорганизацией картины прошлого и кардинальной сменой ядерного компонента самоидентичности (на материале лиц, перенесших операцию по смене пола). Планируется получить результаты, имеющие существенное теоретическое значение и практически важные для воспитательной и психокоррекционной работы. Результаты будут отражены в серии статей и тезисах выступлений на конференциях.
ЦИТАТА
Нуркова, В.В. Регуляция самоидентичности системой автобиографической памяти / В.В. Нуркова // . – 2015. – С.