Механизмы индуктивного мышления | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Механизмы индуктивного мышления

Ушаков Дмитрий Викторович
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2017
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
В рамках проекта проведена теоретическая и экспериментальная работа по исследованию механизмов индуктивного мышления. Индуктивное мышление составляет центральный элемент проблемы интеллекта, но в то же время содержит много проблем для научного исследования. В рамках настоящего проекта разрабатывалась авторская модель индуктивного мышления, согласно которой предвосхищение регулярностей индуктивным мышлением является результатом метакогнитивного научения. В экспериментальном плане было проведено два исследования – в 2016 и 2017 гг. Задача первого экспериментального исследования заключалась в проверке модели о метакогнитивном научении как процессе, стоящем за способностью индуктивного мышления к выдвижению правдоподобных предположений. Согласно предлагаемой модели решение индуктивных задач зависит от двух взаимосвязанных процессов. Первый процесс - это процесс выдвижения гипотез. Столкнувшись с ситуацией, требующей индукции правил, субъект концентрируется на некоторых аспектах ситуации и возможных соотношениях между ними. Например, при предъявлении прогрессивной матрицы испытуемый обращает внимание на некоторые аспекты задачи (например, распределение аналогичных фигур по различным позициям на строке) и оценивает на предмет соответствия действительности набор правил, которым эти аспекты задачи могут соответствовать или не соответствовать. Второй процесс - метакогнитивного научения -, согласно модели, как раз и отвечает за выработку методов селекции. Этот процесс отслеживает операции, осуществляемые процессом выдвижения гипотез, оценивает его успешность и обучается распознавать успешность или неуспешность работы этого процесса в зависимости от того, какой метод селекции используется. Далее модель предполагает, что индивидуальные различия в способности к решению индуктивных задач в значительной степени (хотя и не полностью) зависят от работы процесса метакогнитивного обучения. А именно высокое развитие способности к метакогнитивному обучению приводит к формированию метакогнитивного опыта, который обладает, с одной стороны, богатством, т.е. в принципе содержит широкий репертуар гипотез, а с другой стороны, - дифференцированностью, т.е. позволяет сужать набор для конкретной ситуации до такой степени, что проверка возможных гипотез становится реальной. В 2016 г. было проведено первое экспериментальное исследование, направленное на проверку модели. В качестве стимульного материала использовался матричный тест, построенный по образцу теста Равенна. Тест имел два варианта для двух групп испытуемых. Первый вариант теста обозначен как «разнообразный», поскольку задачи в нем были основаны на множестве различных правил. Предъявление этого теста направлено на создание состояния расфокусированного внимания. Второй вариант теста был обозначен как «однообразный» и включал задачи на одно правило. Предъявление этого варианта теста создает состояние фокусированного внимания. Испытуемые, решающие «однообразные» задачи (т.е., основанные на ограниченном количестве правил), и испытуемые, решающие «разнообразные» задачи (основанные на множестве правил), попадают в ситуацию различного контекста. Исследовательский вопрос заключается в том, насколько эти условия сказываются на успешности решения тестовых заданий. Исследование проведено на выборке в 206 испытуемых. Эксперимент 2 был проведен в 2017 г. В этом эксперименте в дополнение к предыдущими производилась регистрация движений глаз. Гипотеза о том, что испытуемые, обнаруживающие больший эффект метакогнитивного обучения, будут фиксировать большее количество из потенциально важных для решения признаков объектов, не подтвердилась. Значимых различий обнаружено не было. При этом были воспроизведены основные эффекты, полученные в Эксперименте 1.
ЦИТАТА
Ушаков, Д.В. Механизмы индуктивного мышления / Д.В. Ушаков отчет по НИР № 15-06-10890 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Ушаков Дмитрий Викторович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Директор Интситута психологии РАН, заведующий лабораторией

Публикаций в поиске

297
ИНТЕЛЛЕКТ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2015 год

2021 год

2015 год

2016 год