Современный кинодискурс: организация и психологическое воздействие | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Современный кинодискурс: организация и психологическое воздействие

Кубрак Тина Анатольевна
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2017
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Проведен анализ современных зарубежных и отечественных исследований по проблемам психологического воздействия кинодискурса и психологических закономерностей выбора кино. Реализованы запланированные исследования кинодискурса по двум направлениям: эмпирическое исследование психологического портрета современного кинозрителя, структуры и связей его кинопредпочтений, и экспериментальное исследование воздействия кино на представления зрителей. Психологический портрет современного кинозрителя: структура и связи кинопредпочтений. Целью исследования явилось выявление индивидуально-психологических коррелятов кинопредпочтений. Для достижения поставленной цели выполнены следующие задачи: разработан онлайн-опрос «Психологический портрет кинозрителя»; определены структуры жанровых предпочтений молодежной аудитории; выявлены связи между кинопредпочтениями и социально-демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками личности. В исследовании приняли участие 205 человек (64 мужчины и 141 женщины) в возрасте от 16 до 28 лет. В работе были использованы методики: оригинальная методика «Кинопредпочтения», пятифакторный личностный опросник (NEO-FFI-S Inventory) (в адаптации М.В. Бодунова, С.Д. Бирюкова), методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (шкала для измерения фактора В (интеллект)), опросник “Вера в справедливый мир» (в адаптации В.В. Латынова), опросник ценностей Шварца («Профиль личности»). Была разработана электронная версия методик с помощью Google Forms. В результате проведенного анализа определена структура кинопредпочтений зрителей, включающая шесть факторов: «Драматичность», «Экстремальность», «Фантазийность», «Маскулинность», «Легкость» и «Эксцентричность». Выбор фильмов, как представляется, осуществляется на основании их базовых характеристик, сочетания которых соответствуют выявленным факторам кинопредпочтений. Совокупности базовых характеристик формируют типологию жанровых предпочтений молодежной аудитории. Обнаружена общность жанров (сходство их базовых характеристик), предпочитаемых зрителем, что позволяет говорить об его избирательности и активности при обращении к фильмам. Выявлены взаимосвязи между кинопредпочтениями зрителей и их личностными чертами (нейротизмом, экстраверсией, открытостью, дружелюбием и сознательностью), а также уровнем интеллекта и верой в справедливый мир. Люди предпочитают смотреть те фильмы, которые соответствуют их индивидуально-психологическим особенностям. Обнаружена также общность психологических характеристик зрителей, имеющих различные кинопредпочтения, и их специфичность, конкретизирующая выбор. На этой основе установлены как схожие зрительские аудитории (мужского и легкого кино, драматических и эксцентричных фильмов), так и «противоположные» (с одной стороны, легкого кино, с другой стороны, драматических и эксцентричных фильмов). Существуют половые различия в выраженности кинопредпочтений. Для женщин при выборе кино наиболее значимым является фактор «драматичности» («интеллектуальности») и «легкости» кино, а для мужчин - фактор «маскулинности». Не обнаружилось различий между мужчинами и женщинами в частоте просмотра фильмов и предпочитаемой ситуации просмотра. Выбор ситуации просмотра связан с личностными чертами зрителей, а именно с их открытостью и экстраверсией. Наиболее полный психологический портрет был получен для тех зрителей, которые предпочитают кино легкого, развлекательного жанра. Зрительские аудитории экстремальных и фантазийных фильмов очерчиваются менее четко. Таким образом, по индивидуально-психологическим характеристикам можно с большей точностью предположить, любит ли человек легкие и развлекательные фильмы, нежели определить, предпочитает он экстремальное или фантазийное кино. Выявленные в исследовании связи можно отнести к уже устоявшимся кинопредпочтениям, которые определяются, в основном, базовыми психологическими характеристиками. Однако выбор обусловливается и дополнительными ситуативными и личностными переменными. В связи с этим включение в дальнейшие исследования, например, данных об актуальных эмоциональных состояниях человека позволит определить их вклад в выбор кино и расширить представления о мотивации при обращении к фильмам. Воздействия кино на представления зрителей Цель исследования предполагала выявление изменений в представлениях зрителей после просмотра кино. Для реализации поставленной цели были выполнены следующие задачи: анализ представлений зрителей о пожилых людях до просмотра фильма, сразу и через две недели просмотра; определение устойчивости изменения представлений во времени; выявление факторов эффективности воздействия кино. Фильмом для показа был выбран «Отель «Мэриголд»: Лучший из экзотических», повествующий о пожилых людях. В исследовании приняли участие 40 человек (10 мужчин и 30 женщин); возраст респондентов – от 18 до 25 лет. В работе были использованы методики: 1. Психосемантическая методика для выявления представлений о пожилых людях, включающая 25 оценочных шкал (Лемиш, 2013). 2. Оригинальная методика "Кинопредпочтения" для определения жанровых предпочтений. В результате проведенного исследования было показано влияние кино на представления зрителей. После просмотра фильма, повествующего о пожилых людях, обнаружились значимые изменения их характеристик, относящихся к мотивационно-регулятивной и эмоциональной сфере, в представлениях молодых людей. Однако направленность этих изменений оказалась не соответствующей ожидаемой. Выявленное «отрицательное» влияние кино может объясняться различными причинами: от возраста респондентов до специфики самого фильма, в связи с чем вопросы прогнозирования конкретных эффектов воздействия требуют дальнейшего изучения. В то же время были обнаружены изменения представлений у молодых людей о самих себе как пожилых людях в будущем. Просмотр фильма способствовал сближению этих представлений с оценкам нынешних пожилых людей, тем самым делая их более реалистичными. Полученные данные о значимых различиях оценок на трех этапах исследования (до просмотра фильма, сразу после просмотра и через 2 недели после) продемонстрировали достаточную устойчивость ранее сформированных представлений (до просмотра фильма). Обнаруженные у респондентов сразу после показа фильма эффекты его воздействия определились через две недели лишь выборочно, по большинству же шкал значимых изменений выявлено не было. Таким образом, наблюдаемые непосредственно после просмотра фильма изменения представлений преимущественно не сохранились во времени. Было показано, что пол респондента связан с влиянием кино. После просмотра фильма количество значимых различий в оценках между мужчинами и женщинами увеличилось. Для показателя частоты просмотра фильмов такого соотношения выявлено не было. Не были определены связи привлекательности фильма и кинопредпочтений респондентов с эффективностью воздействия. Полученные результаты в целом демонстрируют необходимость учета и понимания всех факторов и условий воздействия для достижения желаемых эффектов. Проведенные в рамках проекта исследования способствуют развитию представлений об организации кинодискурса и вносят свой вклад в разработку проблемы психологического воздействия кино, механизмов и последствий его влияния. Результаты исследования представлены в 7 научных публикациях, в том числе в 2 журналах, индексируемых Web of Science и Scopus, а также в научных докладах на 4 конференциях, в том числе 2-х международных.
ЦИТАТА
Кубрак, Т.А. Современный кинодискурс: организация и психологическое воздействие / Т.А. Кубрак отчет по НИР № 15-06-10702 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Кубрак Тина Анатольевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РЕЧИ И ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

110
КИНОДИСКУРС ПСИХОЛОГИЯ КИНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КИНО
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2015 год

2017 год

2018 год

2017 год