Когнитивные механизмы инкубации | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Когнитивные механизмы инкубации

Валуева Екатерина Александровна
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2016
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Проект посвящен исследованию одного из ключевых моментов творчества – феномена инкубации при решении задач. Проект направлен разработку и эмпирическую верификацию модели инкубационного периода, описывающую те условия, которые необходимы для успешной инкубации. Основные результаты выполнения проекта получены в трех областях – теоретической, методической и эмпирической. В теоретическом плане был осуществлен обзор современной научной литературы по проблеме этапов творческого процесса и эффективности инкубационного периода, а также разработана оригинальная модель инкубационного периода, снимающая ряд противоречий в известных на сегодняшний день экспериментальных данных по эффективности инкубации. Метаанализ У. Сио и Т. Ормерода (Sio, Ormerod, 2009) показал существование эффекта инкубации в целом, а также то, что эффект инкубации является более выраженным для дивергентных задач (имеющих много решений) по сравнению с инсайтными (как правило, имеющими одно решение). Также Сио и Ормерод оценили влияние других модераторов на размер эффекта инкубации и обнаружили, что эффект инкубации оказывается более выраженным при более длительном подготовительном периоде и не зависит от наличия подсказок в инкубационном периоде и длительности самого инкубационного периода. Существует множество теорий, объясняющих механизмы инкубационных процессов, однако лишь некоторые из них получили серьезную экспериментальную проверку. Основными «конкурентами» в этом плане являются гипотеза селективного забывания и гипотеза бессознательной работы. Они предполагают разные (но, возможно, дополняющие друг друга) механизмы инкубации. Проведенный теоретический анализ позволил нам разработать собственную модель инкубационного периода. Согласно нашей для успешной инкубации обнаружение решения необходимо на первом, подготовительном этапе, но при этом осознание найденного решения должно быть затруднено. Мы предполагаем, что для успешной инкубации требуется, чтобы решение задачи возникло до, а не в процессе, инкубации. Следовательно, роль инкубационного периода будет заключаться не в обнаружении решения, а в его осознании. В методическом плане была разработана процедура, благодаря которой можно создавать у испытуемых разную степень активации элементов памяти, сохраняющуюся как минимум в течение недели. Для этого были подобраны анаграммы с двумя возможными вариантами ответа. Испытуемому в первый день исследования демонстрируется анаграмма и лишь один из вариантов ответа на нее. Данные эксперимента показали, что по прошествии 7 дней предъявленный ответ остается в большей степени активированным, чем нейтральные стимулы. При этом второй вариант ответа тоже имеет определенную степень активации, но оказывается недоступным для осознания. В эмпирическом плане за весь срок выполнения проекта было проведено 3 исследования. Целью первого исследования была апробация программы предъявления стимульного материала через Web-интерфейс. Цель второго заключалась в проверке предлагаемой теоретической модели. Эксперимент проводился в два дня, стимульным материалом служили анаграммы, имеющие два верных ответа. В первый день испытуемым показывали анаграммы и один из возможных вариантов ответа на них. Во второй день (спустя неделю) испытуемые решали анаграммы. Среди анаграмм были как те, которые предъявлялись в первый день, так и нейтральные, не предъявлявшиеся в первый день. Для анаграмм, предъявлявшихся в первый день, один из возможных ответов был предактивированным (с которым испытуемый был знаком), а другой – альтернативным (который испытуемому не предъявлялся). Решение анаграмм было разбито на 2 этапа – сначала испытуемые пробовали решить все анаграммы, затем они возвращались к нерешенным на первом этапе анаграммам. Половина испытуемых делала перерыв между двумя этапами (инкубационный период), занятый решением теста Равена. Другая часть испытуемых работала над анаграммами непрерывно. На первом этапе (до инкубации) количество предактивированных решений оказалось значимо выше, чем количество альтернативных и количество нейтральных решений. При этом времена обнаружения предактивированных и альтернативных решений не различались и были значимо меньше, чем время обнаружения нейтральных решений. На втором этапе разница в количестве решенных задач между группами с инкубацией и без инкубации (инкубационный эффект) оказалась значимой лишь для альтернативных решений, извлечение которых на первом этапе было затруднено за счет предактивированных ответов. Целью третьего исследования стало выявление паттернов активации, которые возникают при предъявлении анаграммы с двумя возможными вариантами ответов в разных условиях – до решения анаграмм, при решении анаграмм с инкубацией и без инкубации. Для выполнения поставленной цели методика, использованная в предыдущем исследовании, была совмещена с методикой регистрации времени лексического выбора. Результаты, полученные с помощью задачи лексического выбора, свидетельствуют о том, что инкубационные процессы не связаны с изменением баланса активации разных типов ответов. Результаты решения анаграмм повторяют результаты второго исследования. В целом, результаты работы над проектом показывают, что успешная инкубация возможна только в случае наличия активированного ответа, осознание которого затруднено в силу имеющихся фиксаций. Интерпретация полученных результатов возможна с позиций разрабатываемой модели осознания. При предъявлении одного из ответов на анаграмму, второй оказывается одновременно и активированным, и закрытым для доступа в сознание. Предъявление анаграммы во второй экспериментальный день с наибольшей вероятностью вызывает активацию ранее предъявленного решения. Однако если этого не происходит, второй ответ, хотя и может быть активирован, находится под запретом для доступа в сознание. Роль инкубационного периода в этом контексте заключается в снятии этого запрета на доступ. Перспективой работы является изучение механизмов снятия этого запрета.
ЦИТАТА
Валуева, Е.А. Когнитивные механизмы инкубации / Е.А. Валуева отчет по НИР № 14-36-01293 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Валуева Екатерина Александровна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

83
ИНТЕЛЛЕКТ INTELLIGENCE ИНКУБАЦИЯ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2014 год

2016 год

2016 год

2017 год