АННОТАЦИЯ
На основании проведенного исследования, основанного на сочетании тесовых методик и проективных методах анализа отношения к миру, себе, своему возрасту и своему поколению, показано, что субъективные факторы в большей степени воздействуют на психологическое благополучие молодых людей, как показатель потенциала самореализации. Использовались авторская методика, направленная на изучение отношения к миру, построенная на основе семантического дифференциала, авторская проективная методика исследования отношения к себе и своему поколению, построенная на основе метода незаконченных предложений, а также тест оценки психологического благополучия (ШПБ) К.Рифф в модификации Т.Д Шевеленковой, П.П. Фесенко, методика личностного дифференциала Е.Ф. Бажина, А.М. Эткинда. В исследовании принимали участие 235 молодых людей в возрасте 20-30 лет в ситуации профессионального самоопределения. На основе поэтапного качественного и статистического анализа создан интегративный портрет молодого поколения в период его профессионального и жизненного самоопределения. Только 37,4% молодых людей чувствуют субъективно себя благополучными. Субъективная картина мира, которая включает отношение к себе и своему потенциалу, отношение к своему возрасту и своему поколению, оценку своей включенности во внешний мир, оказывает существенное влияние на психологическое благополучие молодых людей в период профессионального самоопределения. Однако влияние субъективных факторов на психологическое благополучие неравнозначно. Психологическое благополучие в период профессионального самоопределения в большей степени обусловлено отношением к себе и своему потенциалу и в наименьшей степени отношением к своему возрасту. Хотя большая часть молодых людей субъективно воспринимают себя моложе и хотят быть моложе, это не влияет на их субъективное благополучие. Влияние оценки коммуникативных навыков на уровень психологического благополучия отражает роль коммуникации в современном мире: повышение роли общения, востребованность профессий, в основе которых лежат коммуникативные навыки, увеличение числа контактов и их разнообразия. Данный вывод подтвержден моделированием структурными уравнениями. Таким образом, из трех основных психологических потребностей (компетенция, автономия и связанность с другими людьми), повышающих психологическое благополучие , в период профессионального самоопределения в среде молодежи главной становится связанность с другими людьми, которая компенсирует недостаточность профессиональной компетенции. Проведенный сравнительный анализ психологического благополучия молодых людей, не находящихся в ситуации профессионального выбора и молодых людей на разных стадиях ремисии при лечении наркотической зависимости в возрасте 20-30 лет показал, что группа молодых людей, не находящаяся в ситуации профессионального выбора, по характеристикам психологического благополучия близка к нашей выборке. Тогда как статистически значимых различий между реабилитантами на разных уровнях формирования ремиссии по общему уровню психологического благополучия не выявлено, однако наблюдается тенденция к повышению психологического благополучия с увеличением срока и стойкости ремиссии.Рассматривая химическую зависимость, как способ ухода от реальности, а уровень психологического благополучия как степень удовлетворенности реальностью, можно предположить, что низкий уровень психологического благополучия на этапе сформированной ремиссии увеличивает риск возвращения к наркотикам и снижению устойчивости ремиссии. Таким образом, сравнительный анализ показал высокую чувствительность оценок психологического благополучия с реальной картиной субъективного отношения молодежи, определяющий координаты их жизненного выбора.
ЦИТАТА
Сергиенко, Е.А. ***Субъективное восприятие себя, мира при разном психологическом благополучии в период жизненного самоопределения современной молодежи.*** / Е.А. Сергиенко отчет по НИР № 14-06-00206 (Российский гуманитарный научный фонд)