Развитие нравственности как способ социальной адаптации к видоспецифической экологической среде | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Развитие нравственности как способ социальной адаптации к видоспецифической экологической среде

Созинов Алексей Александрович
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2014
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Данный проект был направлен на изучение системной организации поведения в социуме. Изучение системной организации поведения проводилось по трем направлениям исследований: формирование нравственности как характеристики отношений между элементами субъективного опыта, эмоций как характеристики базовых уровней организации поведения (в том числе морального выбора) и психофизиологические основы вовлечения низкодифференцированных систем в формирование и обеспечение нового поведения. События общественной жизни являются одной из составляющих экологии человека и требуют адаптации индивида (Delton et al., 2010). Мораль при этом представляет один из важных компонентов развития и эволюции общества и выполняет функцию регулятора социальных взаимодействий (Machery, Mallon, 2010; Baumard, Boyer, 2013). В ходе своего нравственного развития дети усваивают моральные нормы (Piaget, 1965; Kohlberg, 1963; Power et al., 1989 и др.), при этом они отличают их от конвенциональных норм, таких как культурные правила, этикет и пр. (Turiel, 1983; Smetana 2006 и др.) Одним из фундаментальных аспектов формирования нравственного поведения ребёнка является разделение окружающих на «своих» (представителей одной с ребёнком социальной группы) и «чужих» (представителей других групп). Динамика понимания этой проблемы лежит в основе развития навыков и стратегий взаимодействия с окружающей социальной средой (см., например, Баттерворт, Харрис, 2000; Fehr et al., 2008; Oppenheimer, 2010 и др.). В рамках данного проекта развитие нравственности изучалось нами в аспекте формирования отношения к «чужому» у детей разного возраста. Перед детьми (n=98) ставилась задача разрешения моральной дилеммы с конфликтом «свой»-«чужой». С помощью разработанной нами методики был проведён сравнительный анализ двух составляющих морального суждения – морального выбора (интуитивный компонент) и его обоснования (рациональный компонент) – в четырёх возрастных группах: 3–4 года, 5–6, 7–9 и 10–11 лет. На основании данного анализа были сформулированы выводы о закономерностях формирования нравственного отношения к «чужому» в контексте межвидовых и межбиосферных конфликтов. Выявлен возрастной тренд для всех дилемм с участием представителей видов, отличных от человека: старшие дети достоверно чаще принимают сторону «чужого» («жертвы»), чем младшие (см. подробнее в Созинова и др., 2013). Исследование рационального компонента формирования моральных суждений, проводившееся с применением метода контент-анализа объяснений моральных суждений, показало, что в целом дети начинают формулировать обоснование выбора с опорой на обе стороны конфликта только к 10–11 годам. Обоснование выбора несколько «запаздывает» по отношению к собственно выбору: с 5–6 лет дети поддерживают «жертву» (домашних и диких животных), однако сформулировать причины могут, преимущественно, только с 7–9 лет (подробнее см. Знаменская и др., 2013). Таким образом, нравственность как специфическая характеристика субъективного опыта формируется от наиболее древних систем, актуализация которых лежит в основе поведения безусловной помощи «своим» (при этом, чем ближе «свой» в генетическом смысле, тем раньше формируется система), к более поздно формируемому поведению, связанному с пониманием ценности жизни любого, в том числе и «чужого», индивида (при этом, чем более чуждый индивид, тем позднее по отношению к нему формируется данное поведение). Одной из теоретических посылок данного исследования было то, что нравственный выбор совершается человеком интуитивно (см. напр., Dwyer 1999, 2006; Haidt, 2007; Hauser, 2006; Mikhail et al., 1998; Mikhail, 2007; Green, 2001, 2004; Rai, Fiske, 2011 и др.), на основе древних систем его индивидуального опыта, связанных с эмоциональной оценкой ситуации в терминах «хорошо»/«плохо» (Александров, 2006). В литературе показана высокая вовлеченность эмоций при решении проблем, включающий морально-нравственный компонент (Green et al., 2001; 2004; Koenigs, 2007). Кроме того, с позиций единой концепции сознания и эмоций (Александров, 2006), эмоции являются характеристикой субъективного опыта, связываются с наиболее низкодифференцированными уровнями организации поведения. Для изучения эмоций как основы формирования нравственного выбора было проведено несколько серий экспериментов с применением метода пульсометрии при решении моральных дилемм, а также при формировании нового опыта с применением других психофизиологических методов в ситуациях с разной валентностью эмоций: негативной (ситуация избегания нежелательного результата) и позитивной (ситуация достижения желаемого результата). По параметрам сердечной активности при решении моральных дилемм «эмоциональность» поведения индивида возрастала (подробнее см. Знаменская и др., 2013). Кроме того, психофизиологические показатели (ЭЭГ и нейрогенетические факторы) и показатели динамики научения различались у индивидов, решающих задачи в ситуациях приближения и избегания (подробнее см. п.9.5). В частности, эффект интерференции выявляется в контексте избегания, но не достижения (Sozinov et al., 2012; Созинов и др., 2014). Кроме того, он более выражен при предъявлении негативных слов (Созинов и др., 2013). Таким образом, по показателю динамики научения выявлено соответствие между валентностью слов и валентностью ситуации. По результатам данного направления исследования, эмоциональные процессы проявляются при научении «нейтральному» поведению (не сопровождающемуся выражением эмоций) как по показателям динамики научения, так и по показателям мозговой активности. Следовательно, формирование и реализация нового (более дифференцированного) поведения происходит на фоне актуализации более древних систем, то есть базового уровня организации поведения. В исследовании психофизиологических основ вовлечения низкодифференцированных систем в формирование и обеспечение нового поведения обнаружено, что при разных периодах ежедневного повторения навыка наблюдается сходный паттерн мозговой активности, связанный с меньшим вовлечением систем новых элементов опыта, стабильно и специфически активных в приобретенном поведении, и наличии части элементов с вариативными активациями. Выполнение нового инструментального поведения испытуемых обеспечивается реализацией не только «новых» систем, но и «старых» систем, сформированных до обучения в эксперименте (Кузина, 2013). Следовательно, выявлено вовлечение элементов базовых уровней организации поведения в обеспечение нового поведения. Данный вывод является психофизиологическим обоснованием заключений, сформулированных по результатам исследования эмоций как характеристики базовых уровней организации социального поведения и исследования развития нравственности, выполненных в рамках настоящего проекта. Полученные результаты демонстрируют, что формирование высокодифференцированных систем нравственного поведения не предполагает замещения низкодифференцированных систем, сформированных на предшествующих этапах развития, поэтому даже сложное социальное поведение взрослого индивида сопровождается актуализацией прошлого опыта предпочтения «своих» и эмоциями как неотъемлемой характеристикой базовых уровней поведения. Таким образом, все запланированные этапы комплексного междисциплинарного исследования развития нравственности как способа социальной адаптации были выполнены полностью. По результатам исследования подготовлено 13 публикаций, в том числе 7 научных статей на русском и английском языках, следаны доклады на международных и национальных конференциях на русском и английском языках.
ЦИТАТА
Созинов, А.А. Развитие нравственности как способ социальной адаптации к видоспецифической экологической среде / А.А. Созинов отчет по НИР № 12-36-01392 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Созинов Алексей Александрович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

58
LEARNING НАУЧЕНИЕ ИЗБЕГАНИЕ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2012 год

2015 год

2017 год

2012 год