АННОТАЦИЯ
Проект «Взаимопонимание собеседников в диалоге (онтогенетический аспект)» направлен на разработку фундаментальной проблемы понимания в речевом общении. Согласно современным представлениям, понимание высказывания не ограничивается уяснением выраженного суждения. Понимание собеседниками друг друга во многом определяется пониманием интенций, выражаемых в речи. Интенции образуют ее основу и психологическое содержание, которое связано с целями субъекта, его желаниями, нуждами и установками. Именно адекватное понимание интенций собеседниками и реагирование на них является одним из организующих моментов диалога. Особое значение вопрос о взаимопонимании приобретает в исследованиях онтогенеза речевого общения, поскольку адекватное понимание интенций партнеров во многом определяет формирующиеся в общении отношения ребенка с окружающими. Для изучения особенностей понимания детьми интенций партнера общения сформирована база данных, включающая 219 диалогов. Разработана программа комплексного исследования организации детского дискурса, способов выражения интенций и их понимания детьми, оценки родителями представленности интенций в детских диалогах. Программа предполагает использование метода интент-анализа и тестовых, опросниковых методик, выявляющих понимание родителями выражаемых в детских диалогах интенций. В ходе анализа получила развитие техника интент-анализа диалогов учетом понимания собеседниками интенций партнера. Анализу были подвергнуты не только намерения, выраженные напрямую, но и менее явные, завуалированные интенции, которые также распознаются собеседниками. Разработаны приемы описания интенциональных паттернов, проявляющих особенности понимания интенций партнера детьми. Основное внимание уделялось процессуальному аспекту общения – изучению роли понимания детьми интенций в организации их взаимодействия и в развитии разговора. Осуществлялось выявление и характеристика способов выражения интенций детьми, выявление типовых случаев интенционального рассогласования реплик и непонимания собеседниками интенций партнера. Описаны способы выражения интенций в детских диалогах. Охарактеризованы типовые случаи неверного (искаженного) понимания интенций детьми в процессе взаимодействия. Показано, что само явление непонимания интенций детьми может иметь разные основания. Оно может быть обусловлено объективными факторами и возникающими помехами, но бывает связано и с «некооперативными» установками собеседников. Проводилось сравнительное изучение выражения и понимания интенций собеседника детьми разных возрастов. Соотнесены возрастные различия в способах выражения интенций детьми в разных возрастных группах. Описаны особенности интенционального согласования и рассогласования реплик в диалогах детей разных возрастов. Охарактеризованы возрастные особенности распознавания собеседниками интенций партнера. На основе полученных данных описаны возрастные особенности взаимопонимания детей и организации их взаимодействия. Показано, что адекватное понимание интенций и реагирование на них является одним из организующих моментов взаимодействия. Ведущие интенциональные направленности организуют взаимодействие детей в русле побуждения партнера к действию / обсуждению и формирования / изменения его мнения. Описаны особенности понимания интенционального подтекста детских диалогов родителями. Охарактеризована связь между распознаванием родителями детских интенций и стереотипами родительского поведения, полом и возрастом их ребенка, возрастом родителей. Рассмотрены возможности оптимизации речевого взаимодействия детей и совершенствования коммуникативных навыков родителей в общении с ребенком.
ЦИТАТА
Зачесова, И.А. Взаимопонимание собеседников в диалоге (онтогенетический аспект) / И.А. Зачесова отчет по НИР № 11-06-01107 (Российский гуманитарный научный фонд)