АННОТАЦИЯ
Теоретико-экспериментальный анализ ценностно-смыслового отношения людей к жизни и смерти и понимания ими искусственного прерывания беременности как ситуации экзистенциального выбора - новое и мало изученное на прав ле ние психологических исследований. В западной психологической науке есть данные о том, что женщины, прошедшие через аборт и убежденные в том, что зародыш является человеком, показывают значительно более низкий уровень самооценки и удовлетворенности жизнью, чем женщины, не прерывавшие беременность. В группе женщин, сделавших аборт, но не рассматривающих зародыш как человеческое существо, такого снижения не наблюдается (Coleman et al., 2005). Показано, что индивидуальная религиозность является значимым предиктором отношения к абортам (Ho, Penney, 2001). В разных возрастных когортах психологическим основанием отношения к абортам становятся различные ценности – свободы, равенства, счастья, спасения души и др. (Schnell, McConatha, 1996). В отечественной психологии такие исследования пока не проводились. В очень большом проблемном поле «pro-choice (право женщины на самостоятельный выбор) и pro-life (сохранение жизни плода, его право на жизнь)» проект направлен на исследование только двух главных проблем: 1) насколько, по мнению мужчин и женщин, аборты допустимы с моральной точки зрения; 2) как понимание моральной допустимости искусственного прерывания беременности связано с представлениями людей о том, в какой именно момент зарождается жизнь человека. Впервые эти проблемы будут рас смотрены с точки зрения единой методологической пара дигмы субъек тного подхода и теоретической позиции - психологии человеческого бытия. Планируется проанализировать психологические и социально-демографические факторы, от которых зависит понимание-принятие или понима ние-отвержение моральной допустимости абортов: пол, возраст, регион прожи вания, личностные характеристики, представления о начале жизни, наличие или отсутствие детей, индивидуальная религиозность. Суждения испытуемых о моральной допустимости или недопустимости аборта будут анализироваться в контексте ответов на два главных вопроса. Первый: можно ли считать, что с момента зачатия зародыш является человеческим существом? Положительный ответ на этот вопрос означает, что целью аборта является убийство существа, уже имеющего право на жизнь и, соответственно, моральный статус. Второй вопрос: имеет ли беременная женщина исключительное право контроля над своим телом (а общество, государство не имеет права вмешиваться в ее решение)? Иначе говоря, может ли она только по своему усмотрению делать аборт, рассматривая его как удаление кусочка ткани из организма, подобно тому, как поступают все люди, подстригая ногти и волосы? В этом случае положительный ответ основан на убеждении в том, что плод можно считать человеком, имеющим право на жизнь, только тогда, когда он превращается в ребенка, живущего вне организма матери. В эмпирическом исследова нии, в котором примут участие не менее 500 испытуемых из разных городов России, будут изучены связи между мировоззренче скими установками, личностными свойствами людей и психологическими осо бенностями понимания проблемы: что именно они понимают под «абор тами», как оценивают женщин, их совершающих, и как относятся к процедуре прерывания беременности. Методический инструментарий будет включать методику исследования макиавеллизма личности, опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК), Опросник отношения к абортам А. Хилл (Hill, 2004). Будет осуществлен контент-анализ незаконченных предложений: 1) Аборт – это …, 2) Люди понимают аборты…, 3) Аборт делают женщины… Кроме того, будет выполнен количественный анализ суждений о том, с какого момента начинается жизнь, и степени согласия испытуемого с тем, что Бог существует. Принципиальное понимание-принятие или понимание-отвержение абортов как соответствие экзистенциальным установкам, жизненным принципам субъекта планируется изучать в целостном контексте их вклада в формирование психологии человеческого бытия. Субъек тная составляю щая пони мания будет кон кретизиро вана в системе психологи ческих фак торов, де терми нирую щих форми рование и развитие понимания испытуемым ценностей жизни и смерти. Как западные (Harmon-Jones et al., 1997; Greenberg et al., 2000; Sayers, Perera, 2002), так и отечественные исследования (Лаврикова, 1998, 2001; Налчаджян, 2000; Завражин, Жукова, 2006) свидетельствуют о том, что субъектные проявления понимания ценности жизни и смерти у разных людей неодинаковы. Для осуществления сравнительных суждений необходимо классифицировать группы ценностных категорий, используемых испытуемыми. Результаты комплексного исследования будут обобщены в научной монографии.
ЦИТАТА
Знаков, В.В. Понимание мужчинами и женщинами моральной допустимости абортов как проблема психологии человеческого бытия / В.В. Знаков // . – 2010. – С.