АННОТАЦИЯ
В статье представлено исследование проактивного коупинга и толерантности к неопределенности у предпенсионеров с разным уровнем жизнестойкости. Цель исследования состояла в изучении уровня жизнестойкости предпенсионеров, выявлении предпочитаемых стратегий проактивного коупинга и толерантности к неопределенности в их связях. Анализируются подходы к изучению особенностей предпенсионного возраста, феномена жизнестойкости, факторов, ее определяющих. Отмечается, что жизнестойкость является валидным предиктором психического и соматического здоровья, субъективного благополучия и продуктивности трудовой деятельности. Приводятся результаты исследования респондентов предпенсионного возраста (N=300) с использованием методик «Скрининговая версия теста жизнестойкости», «Толерантность к неопределенности», «Проактивный коупинг». Результаты показывают, что у респондентов наиболее выражены такие стратегии проактивного коупинга, как проактивное совладание, превентивное совладание и поиск эмоциональной поддержки. Обнаружено, что в подгруппе респондентов с более высокой жизнестойкостью медиана предпочтения этих трех стратегий проактивного коупинга выше, чем в подгруппе с низкой жизнестойкостью. Причем наиболее ощутимая разница в уровне медиан обнаружена в стратегии «Поиск эмоциональной поддержки». Данный результат может говорить о том, что люди, обладающие жизнестойкостью, видят прежде всего в близком окружении ресурс своей способности противостоять неблагоприятным жизненным обстоятельствам. Относительно роли толерантности к неопределенности было показано, что с жизнестойкостью связано ощущение контроля над ситуацией, и возможности ясных, однозначных истолкований и прогнозов развития ситуации. Отмечается, что респонденты с разным уровнем жизнестойкости показали наибольшие различия по аффективному компоненту толерантности к неопределенности.
ЦИТАТА
Емельянова, Т.П. Проактивный коупинг и толерантность к неопределенности у предпенсионеров с разным уровнем жизнестойкости / Т.П. Емельянова, Е.Н. Викентьева // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2023. – № 1. – С. 12-29