Coping factors underlying academic achievement in senior adolescence | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Coping factors underlying academic achievement in senior adolescence

Сиповская Яна Ивановна
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология ВАК IF 0,706 RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2022
ЯЗЫК EN
АННОТАЦИЯ
Учебная деятельность сопровождается резкими качественными изменениями в структуре сознания человека, связанными с поиском, получением и усвоением новой информации, использованием ее для повышения продуктивности своей деятельности в различных сферах. Такие резкие изменения сопровождаются стрессом и, соответственно, формированием и развитием методов его преодоления, дистанцирования от него или адаптации к нему - стратегий совладания, направленных на уменьшение негативных последствий трудных жизненных ситуаций, их разрешение или избегание. Предметом исследования является поиск общих факторов, лежащих в основе стратегий совладания со сложным объектом - успеваемостью в школе у старших подростков (158 старших подростков 15-17 лет с разным уровнем успеваемости, которые проходят обучение в средней общеобразовательной школе города Химки). В исследовании использовались данные электронного дневника школьника и опросника «Способы совладающего поведения». Согласно результатам критерия Вилкоксона, выбор стратегии копинг-поведения в старшем подростковом возрасте не определяется ни полом, ни возрастом субъекта деятельности. Аналогичная ситуация сложилась и по показателям успеваемости, то есть степени успешности интеллектуальной (школьной) деятельности. Объяснение отсутствия влияния пола и возраста на успеваемость можно объяснить суммой баллов по этой самой «школьной интеллектуальной успешности», которая нивелирует различия между отдельными подгруппами по отдельным предметам. Результаты факторного анализа указывают на группы (стили) копинг-стратегий, основанные на их «пассивности», и одновременно - «эмоциональности» и «активности», сопряженной с предпочтением рациональности с элементами метааналитических способностей (например, такой копинг-стратегии, как «положительная переоценка», предполагающая взгляд со стороны, с другой перспективы, ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием), их социальной/индивидуалистической и проблемно-ориентированной направленности. Более того, когнитивные способности связаны с проблемно-ориентированными копинг-стратегиями
ЦИТАТА
Sipovskaya, Y.I. Coping factors underlying academic achievement in senior adolescence / Y.I. Sipovskaya // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2022. – Т. 12. – № 4. – P. 449-457
АВТОРЫ

Сиповская Яна Ивановна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕНТАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ имени В.Н. Дружинина
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

60
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ СПОСОБНОСТИ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2021 год

2018 год

2022 год

2022 год