СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ: СРАВНЕНИЕ САМООТЧЕТА И ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ: СРАВНЕНИЕ САМООТЧЕТА И ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ

Уланова Анна Юрьевна
Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология ВАК IF 0,487
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2022
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Эффективная оценка социально-эмоциональной компетентности детей и подростков важна не только для изучения индивидуальных и возрастных различий, но и для предупреждения поведенческих и эмоциональных трудностей и определения мишеней для педагогического воздействия. Разные способы оценки (самоотчет и внешняя оценка учителями, родителями, сверстниками) позволяют получить информацию о социально-эмоциональном развитии в разных социальных контекстах, однако не всегда обнаруживают связность, так как каждый из информантов имеет свой опыт наблюдения за теми или иными характеристиками детей. В настоящем исследовании социально-эмоциональная компетентность старших подростков рассматривается на примере эмоционального интеллекта, измеренного методом самоотчета, и внешней оценки школьным учителем разных форм социального поведения. Ставится вопрос соответствия оценок учеников и таковых учителей. Выборку исследования составили 42 подростка 14-16 лет и два учителя классов, в которых респонденты проходили обучение. Подростки заполняли опросник ЭмИн, направленный на оценку представлений респондентов о своем эмоциональном интеллекте. Учителя заполняли анкету, включающую оценку пяти разных аспектов социально-эмоционального развития, в том числе понимание эмоций и возможности использования их для прогнозирования поведения, понимание социальных ситуаций, эмпатии, просоциального поведения, коммуникативных навыков и др. В результате анализа полученных данных показана фрагментарная согласованность оценок подростков и учителей. Корреляция была обнаружена только в оценке аспекта понимания эмоций. При этом анализ согласованности оценок внутри двух разных классов (и соответственно у разных учителей) выявил существенные различия, что актуализирует вопросы качества внешней оценки и подбора экспертов при проведении исследований. Полученные результаты подводят к необходимости постановки новых исследовательских вопросов, дальнейшего поиска внешних критериев социально-эмоциональной компетентности в подростковом возрасте и подбора адекватных способов их оценки.
ЦИТАТА
Уланова, А.Ю. СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ: СРАВНЕНИЕ САМООТЧЕТА И ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ / А.Ю. Уланова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2022. – № 2. – С. 287-295
АВТОРЫ

Уланова Анна Юрьевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

62
МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО THEORY OF MIND ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2015 год

2020 год

2022 год

2011 год