АННОТАЦИЯ
Актуальность исследования обусловлена отсутствием данных о связи мотивации пользования сервисами интернет-знакомств с психологическими особенностями пользователей на больших российских выборках. Цель исследования: построение типологии пользователей на основании мотивации использования сервиса знакомств и личностных черт. Выборка онлайн-опроса: 6747 вновь зарегистрированных пользователей сервиса интернет-знакомств от 18 до 59 лет: 3480 мужчин и 3267 женщин. Методика исследования: сокращенный опросник по мотивации использования сервиса знакомств (Tinder Motives Scale) в адаптации А.Е. Воробьевой, Д.А. Шмидт, Т.А. Нестика, опросник личностных черт (Краткий опросник Большой пятерки в адаптации Т.В. Корниловой, М.А. Чумаковой), социально-демографические характеристики (пол, возраст, брачно-романтический статус, материальное положение, размер населенного пункта). Посредством кластерного анализа выделено 8 мужских и 9 женских типов пользователей. В мужской и женской выборках выделяются типы пользователей с мотивацией поиска серьезных отношений и высокой выраженностью добросовестности, экстраверсии и дружелюбия («Добропорядочный жених», «Взрослый жених» «Состоявшийся в поисках пары», «Провинциальная невеста», «Взрослая невеста», «Состоявшаяся невеста», «Добропорядочная»). В женской выборке эти типы являются самими многочисленными. Среди пользователей обоего пола выделяется типы с ведущей мотивацией «забыть бывшего / бывшую» («Разбитое сердце в поисках спутницы / спутника», «Оправившийся(-аяся) от разрыва в поисках спутницы / спутника»), причем у женщин данной группы в большей степени выражена мотивация социального признания, а у мужчин - поиска сексуального партнера. Среди мужчин выделяются два типа «ориентированных на секс», причем «ищущий любовницу» является самым многочисленным среди мужчин в нашей выборке. В женской выборке выделяются два типа «ориентированных на общение». Полученные данные хорошо согласуются с результатами зарубежных исследований о различиях в мотивации пользования сервисами для знакомств мужчин и женщин.
ЦИТАТА
Шмидт, Д.А. ТИПЫ РОССИЙСКИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕРВИСОВ ИНТЕРНЕТ-ЗНАКОМСТВ: МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ / Д.А. Шмидт, А.Е. Воробьева // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2022. – Т. 7. – № 2. – С. 119-139