АННОТАЦИЯ
Феномен ага-подсказки, зафиксированный в ряде экспериментальных работ, состоит в том, что непосредственно после краткого эмоционального воздействия, напоминающего инсайтную ага-реакцию другого человека, увеличивается вероятность решения анаграммы. Основная гипотеза настоящего исследования состояла в том, что предъявление ага-подсказки повысит вероятность решения классических инсайтных задач. Для исследования были смонтированы видеоролики, демонстрирующие процесс решения задач другими людьми. В сюжете половины из них содержалась ага-подсказка (в конце ролика герой демонстрировал реакцию инсайтного озарения), а в сюжете другой половины роликов она отсутствовала. Испытуемому последовательно предъявлялись задачи, и в процессе решения каждой их них у него была возможность ознакомиться с видеороликом, чтобы посмотреть, как решают эту задачу другие люди. Если испытуемый не использовал эту возможность и продолжал самостоятельно решать задачу, то видео предъявлялось автоматически.Анализ результатов осуществлялся с использованием смешанной логистической регрессии. Предварительно показано, что в случае самостоятельного перехода к видео ага-подсказка не помогала в решении задачи, однако, если испытуемые пытались решить задачу самостоятельно в течение всего отведенного времени, то ага-подсказка увеличивала вероятность решения задачи.
ЦИТАТА
Валуева, Е.А. Ага-подсказка в решении инсайтных задач / Е.А. Валуева, Н.М. Лаптева. В сборнике: Психология познания: речевая опосредованность и категоризация в современной когнитивной науке. – 2022. – С. 45-50