АННОТАЦИЯ
Статья посвящена обсуждению вопросов развития символических функций и их места в метакогнитивных способностях. Обсуждаются проблемы соотношения символа и знака, их понимания на современном этапе. Символизация в игре, рисовании, развитии речи предполагает способность одновременно воспринимать и обозначаемое, и обозначающее, кроме того, связать их друг с другом. Следовательно, требуется двойная репрезентация, что ставит вопрос о соотношении развития символических функций и метапознавательной способности. Продемонстрирована гетерохронность в развитии использования и понимания символических средств в игре и рисовании у детей 3-6 лет. Высказано предположение о сложной динамической системе интеллектуальных способностей и модели психического, вносящих разный вклад в реализацию символических функций в процессе развития. Уровневый подход к развитию модели психического от фрагментальных моделей к ситуативно-зависимым и ситуативно -независимым, становление которых происходит в раннем и дошкольном возрасте, проясняет, почему использование символических средств опережает их понимание, для чего требуется определенная возрастная архитектура как метакогнитивных способностей, так и способностей «чтения» психического, а также почему в рисовании, менее контекстуальном, чем игра, консолидируется больше когнитивных способностей и способностей модели психического. Метакогнитивная система претерпевает в дошкольном периоде реорганизацию: от взаимодействия невербального интеллекта, недифференцированной модели психического и использования символических средств - к возрастанию роли вербального интеллекта, опосредованной дифференцированной моделью психического, что обуславливает понимание символических средств в игре и рисовании. Гетерогенность и гетерохронность развития использования и понимания символических средств и изменения в обеспечении когнитивных способностей и модели психического в разных видах символической деятельности (игре и рисовании) не подтверждают единую линию развития как причины дальнейшего психического развития (Л.С. Выготский), но и противоречат взглядам Ж. Пиаже, где символизация подчиняется общей логике когнитивного развития.
ЦИТАТА
Сергиенко, Е.А. Развитие символических функций и метакогнитивные способности / Е.А. Сергиенко // Новые психологические исследования. – 2022. – Т. 2. – № 1. – С. 5-33