Исторические формы деятельности человека как объект и предмет исследования. Часть 2 | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Исторические формы деятельности человека как объект и предмет исследования. Часть 2

Толочек Владимир Алексеевич
Ярославский педагогический вестник ВАК IF 0,550
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2021
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Во второй части статьи обсуждается несколько групп вопросов: возможные перспективы эволюции деятельности человека; метаморфозы их изменений как объекта и предмета исследования и др. Констатируется, что в процессах эволюции порождаются, развиваются и продолжительно функционируют разные формы социальных явлений, устойчивыми среди них оказываются немногие; исторически эволюционные процессы изменений разных фрагментов социальной действительности ускоряются. В разных видах деятельности людей (трудовой, спортивной, военной, научной и др.) накапливались как сходные, так и специфические признаки, которые «кристаллизуются» в немногих устойчивых формах, воспроизводятся и повторяются в эволюции других форм и видов деятельности. «Инварианты» компонентов форм исторических стадий эволюции видов деятельности могут сохраняться в продолжительном времени и в последующем эволюционировать как основы зарождающихся новых форм деятельности. Вследствие ускоряющихся темпов изменения деятельности людей перманентно актуальными становятся вопросы определения объекта и предмета отдельных частных научно-исследовательских работ (НИР). Объектом отдельных конкретных НИР не должна быть «деятельность» человека; действительным объектом должен выступать более широкий круг явлений, названный нами «сфера деятельности» - множество условий, включающих как «объект труда», «предмет труда», «средства труда», цели, результаты, процессы, определяющие непосредственную актуальную деятельность людей, так и многое, предшествующее ей и следующее за ней. Множество условий, определяющих и сопровождающих трудовую активности человека, вместе с тем требует введения ограничений в отношении предмета исследования, в качестве которого должна выступать « ситуация» , отражающая проявление (про- явление «здесь и теперь») изучаемых сторон, аспектов объекта в настоящей стадии его развития, согласованно с задачами НИР и доступными методологическими и методическими средствами. Если принять за основу положения о необходимости становления интегративной коммуникативной психологии (В. А. Мазилов), в которой предмет психологии понимается широко как «внутренний мир человека», то необходимо признать, что предметом отдельных НИР должны выступать лишь некоторые ведущие, ключевые «части» «внутреннего мира человека», актуализируемые специфической деятельностью.
ЦИТАТА
Толочек, В.А. Исторические формы деятельности человека как объект и предмет исследования. Часть 2 / В.А. Толочек // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – № 6 (123). – С. 141-152
АВТОРЫ

Толочек Владимир Алексеевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

323
СУБЪЕКТ РЕСУРСЫ SUBJECT
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2021 год

2021 год

2021 год

2021 год