Исторические формы деятельности человека как объект и предмет исследования. Часть 1 | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Исторические формы деятельности человека как объект и предмет исследования. Часть 1

Толочек Владимир Алексеевич
Ярославский педагогический вестник ВАК IF 0,550
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2021
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 1
АННОТАЦИЯ
В трудах методологов недостаточно внимания уделяется вопросам организации и проведения конкретных научно-исследовательских работ (НИР), которые не могут притязать на объем предмета дисциплины в целом. Соответственно, актуальность обретают вопросы объекта и предмета конкретных НИР. Ускоряющаяся эволюция социальных объектов делает эти вопросы перманентно актуальными. Неточности в их решении ведут к смещениям содержания и названия дисциплин, неадекватности понятийного аппарата, сложности взаимодействия ученых, работающих в разных научных традициях. В частности, неверно название дисциплины «Психология труда, инженерная психология, эргономика». Труд в его исходном состоянии не выступает ни объектом, ни предметом дисциплины; психологи изучают особенности субъектов квалифицированной деятельности и особенности такой деятельности; в настоящее время более правомерно говорить о трудовой деятельности или шире - о трудовой активности человека. На основании анализа литературных источников выделено 19 критериев различения форм активности человека (трудовой, физической и пр.). Рассматривая разные виды активности человека, можно констатировать, что они исторически изменяются и «кристаллизуются» в немногих устойчивых формах. В отношении трудовой активности мы выделяем три основные эволюционирующих формы (работа, ремесло, профессии -профессиональная деятельность) и множество переходных, которые выделились и стали самодостаточными в разные исторические периоды (около 10000-30000/6000-10000/800 лет назад), в настоящем сосуществуют в едином пространстве-времени, изменяясь в их пропорции. В отношении физической (спортивной) активности можно различать упражнения физические, «деспорт» и «спорт дикий», спорт, спорт специализированный, спорт высших достижений, которые появлялись и становились доминирующими в разные периоды развития общества (около 10000-30000/300-800/150-200/70-100/50-70 лет назад); некоторые из них также сосуществуют в едином пространстве-времени, возобновляясь в новых вариациях (детский, юношеский и массовый спорт, оздоровительная физическая культура и др.). Аналогичные эволюционные процессы имеют место и в других видах активности человека - игре, учении и пр. Спонтанная эволюция разных видов активности (деятельности), в частности, профессиональной и спортивной, их подчиненность социальному запросу не всегда может рассматриваться как «прогресс». Историческая эволюция форм активности (деятельности) человека требует проведения периодической методологической рефлексии состояния объекта и предмета наших исследований.
ЦИТАТА
Толочек, В.А. Исторические формы деятельности человека как объект и предмет исследования. Часть 1 / В.А. Толочек // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – № 5 (122). – С. 119-133
АВТОРЫ

Толочек Владимир Алексеевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

323
СУБЪЕКТ РЕСУРСЫ SUBJECT
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2021 год

2022 год

2021 год

2021 год