АННОТАЦИЯ
Взаимосвязи состояния методологии психологии, метода, предмета, технологий проведения исследований, объяснения полученных результатов отмечаются учеными на протяжении более чем столетия. Изучение феномена «ситуация» как важного фрагмента реальности предполагает переход к новым «системам координат» описания, обращения к новым ресурсам методологии, методического инструментария, понятийного аппарата. Используя несколько критериев - классы задач, доминирующие методы, зрелость методологии, научные традиции, - можно выделить типы научно-исследовательских работ (НИР): экспериментальные исследования, естественные эксперименты, пилотажные исследования, полевые исследования. Четыре типа представляют собой континуум возможности и ограничений управления психологом условиями проведения НИР. Рассматриваются «простые схемы» НИР и «сложные схемы». В новых исторических условиях, наряду с «методами» дисциплины, важную роль должны играть новые составляющие теоретического знания (включающие понятия «ситуация», «взаимодействия», «пространство», «среда (окружение)» - как отражающие моменты динамичности фрагментов социальной действительности). Онтологически «ситуации» представляют собой континуум актуализированных «единиц» реальности - от упрощенных условий лабораторных экспериментов до предельных «трудных жизненных ситуаций». Концептуально «ситуации» есть последовательности актуализируемых в процессах жизнедеятельности людей комплексов условий; есть отражения многомерности состояния, функционирования и эволюции реальных эмпирических объектов. Функции сложных схем НИР состоят в воссоздание многомерной сложной реальности - «ситуации», тогда как задачи простых схем - предельное упрощение состояний обследуемых объектов и их отношений с окружением.
ЦИТАТА
Толочек, В.А. Методы и методология полевых исследований: открытые вопросы. Часть 2 / В.А. Толочек // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – № 3 (120). – С. 72-86