Увеличение личностной значимости учебного материала по математике и русскому языку как способ повышения познавательной мотивации учеников начальной школы | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Увеличение личностной значимости учебного материала по математике и русскому языку как способ повышения познавательной мотивации учеников начальной школы

Колбенева Марина Геннадьевна, Харазян Аревик Грачиковна, Александров Юрий Иосифович
Герценовские чтения: психологические исследования в образовании
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2021
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Описания действий от первого лица являются более эмоциональными и тесно связанными с ощущениями (embodied), чем описания от третьего лица. Предполагалось, что модификация учебного материала таким образом, чтобы ученики почувствовали себя действующими лицами в математических задачах и при применении правил русского языка, усилит личностную значимость и «воплощенность» изучаемого материала, что может повысить у учеников познавательную мотивацию, а также предпочтение русского языка и математики и успеваемость по ним. В исследовании приняли участие 67 учеников вторых классов (в возрасте от 7 до 9 лет, с согласия своих законных представителей), обучающихся математике и русскому языку по программе «Школа России». В двух экспериментальных классах представленные в учебнике математические правила были переформулированы от первого лица, а в математических задачах ситуации, не связанные с личным опытом учеников, заменялись на знакомые ученикам виды активности, описанные от первого лица. В двух других экспериментальных классах представленные в учебнике правила русского языка, указания и памятки были переформулированы от первого лица. В контрольном классе учебный материал модификациям не подвергался. В начале, середине и конце учебного года школьными психологами проводилась диагностика мотивационной сферы учеников с использованием методики Н. В. Елфимовой «Лесенка побуждений», а также с помощью методики «Лесенка уроков» определялось, какие предметы ученики считают более и менее интересными. В конце учебного года обнаружено улучшение успеваемости по русскому языку и математике в ряде экспериментальных классов. В классах, где обучение проходило по модифицированным учебным материалам по математике, ученики начинали к концу года больше предпочитать не только математику, но и русский язык. В большинстве экспериментальных классов к концу года происходило снижение значимости такого внешнего мотива, как учеба ради получения хороших оценок, чего не наблюдалось в контрольном классе.
ЦИТАТА
Колбенева, М.Г. Увеличение личностной значимости учебного материала по математике и русскому языку как способ повышения познавательной мотивации учеников начальной школы / М.Г. Колбенева, А.Г. Харазян, Ю.И. Александров // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2021. – № 4. – С. 251-259
АВТОРЫ

Колбенева Марина Геннадьевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

35
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ СЛУХ

Александров Юрий Иосифович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

429
СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД НАУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2023 год

2022 год

2014 год

2017 год