Рассматриваются основные методологические и методические идеи Е.С. Кузьмина (1921-1993) - основоположника отечественной социальной психологии. Истоки развития социальной психологии в нашей стране, а также открытие лаборатории и кафедры в ЛГУ (СПбГУ) непосредственно связаны с его именем. Организаторская и научная деятельность ученого совпала с основанием факультета психологии и его дальнейшим поступательным развитием. При системном, целостном и комплексном рассмотрения проблем социальной психологии как науки особое внимание Кузьмин уделял трем методологическим направлениям: определению ее предмета и объекта; выделению ее основных методологических принципов и классификации методов социальной психологии. Им впервые на основе широкой дискуссии была высказана идея о том, что предметом социальной психологии является общение. Сформулированные методологические принципы и законы позволили структурировать имеющиеся знания в области социальной психологии. Классификация ее методов представляет собой первую попытку их систематизации. Кузьмин был непосредственным продолжателем идей Б.Г. Ананьева - основателя факультета психологии в ЛГУ. Важнейшее значение придавалось им практической направленности социально-психологических исследований. Все это в совокупности определило значение и направление развития современной социальной психологии в нашей стране.
ЦИТАТА
Журавлев, А.Л. ВКЛАД Е.С. КУЗЬМИНА В РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) / А.Л. Журавлев, Л.Г. Почебут, В.А. Чикер // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2021. – Т. 6. – № 4 (24). – С. 214-227
Обсуждаются положения концепции коллективного субъекта и возможность исследования субъектности больших социальных групп (БСГ) с помощью интегративного подхода к исследованиям в области истории психоло...
Статья посвящена анализу представлений Е. А. Будиловой о взаимосвязи деятельности Русской Православной Церкви и развития со- циально-психологического знания, опубликованных в монографии «Социально-пси...
Авторы представляют биографию Виктора Васильевича Новикова (1935-2014), российско-советского психолога, одного из основателей Ярославской психологической школы, ученика В.С. Филатова, президента Между...
С целью постижения паники как значимого психологического феномена авторы статьи обращаются к истории вопроса, в связи с чем затрагиваются работы Ч. Маккея (1841), Г. Лебона (1895), В.М. Бехтерева (189...