Рассматриваются основные методологические и методические идеи Е.С. Кузьмина (1921-1993) - основоположника отечественной социальной психологии. Истоки развития социальной психологии в нашей стране, а также открытие лаборатории и кафедры в ЛГУ (СПбГУ) непосредственно связаны с его именем. Организаторская и научная деятельность ученого совпала с основанием факультета психологии и его дальнейшим поступательным развитием. При системном, целостном и комплексном рассмотрения проблем социальной психологии как науки особое внимание Кузьмин уделял трем методологическим направлениям: определению ее предмета и объекта; выделению ее основных методологических принципов и классификации методов социальной психологии. Им впервые на основе широкой дискуссии была высказана идея о том, что предметом социальной психологии является общение. Сформулированные методологические принципы и законы позволили структурировать имеющиеся знания в области социальной психологии. Классификация ее методов представляет собой первую попытку их систематизации. Кузьмин был непосредственным продолжателем идей Б.Г. Ананьева - основателя факультета психологии в ЛГУ. Важнейшее значение придавалось им практической направленности социально-психологических исследований. Все это в совокупности определило значение и направление развития современной социальной психологии в нашей стране.
ЦИТАТА
Журавлев, А.Л. ВКЛАД Е.С. КУЗЬМИНА В РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) / А.Л. Журавлев, Л.Г. Почебут, В.А. Чикер // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2021. – Т. 6. – № 4 (24). – С. 214-227
Обсуждаются положения концепции коллективного субъекта и возможность исследования субъектности больших социальных групп (БСГ) с помощью интегративного подхода к исследованиям в области истории психоло...
Опираясь на материалы монографии Е.А. Будиловой “Социально-психологические проблемы в русской науке” [3], анализируются ее представления о становлении и развитии отечественного социально-психологическ...
Содержание статьи основано на воспоминаниях одного из учеников Екатерины Васильевны Шороховой А.Л. Журавлева, подготовленных к 100-летию со дня ее рождения. Основаниями выделения шести этапов жизненно...
Представлены основные этапы научной, научно-организационной и преподавательской деятельности академика РАН, доктора психологических наук, профессора, научного руководителя Института психологии РАН Ана...