АННОТАЦИЯ
Рассматривается процесс трансформации современной семьи, который детерминирован многими факторами. Одним из наиболее значимых, как продемонстрировано в статье, является ситуация неопределенности в российском обществе. Показано, что эту неопределенность отличает недостаток информации о текущей ситуации в обществе, с одной стороны, и невозможность прогнозирования будущего, с другой. Статистические данные свидетельствуют об увеличении числа разводов и сокращении числа заключенных браков. В работе анализировались причины разводов. Проведено сравнительное исследование ассоциаций на слово «семья», представленных в разных источниках, которые собраны с 1996 г. и по настоящее время. Исследование языкового сознания личности позволяет выявить ценности, установки, мотивы, коорые находят отражение в речи человека, в том числе дает возможность обнаружить и трансформации ценностей в менталитете. Для выявления ассоциативно-вербальных полей на стимул «семья» в разных возрастных выборках (группа респондентов до 30 лет и группа старшего возраста от 60 лет,) был проведен ассоциативный эксперимент. В этих выборках были выявлены одинаковые ассоциации: дом, дети, любовь, что свидетельсвует об устойчивости традиционных семейных ценностях, относящихся к ядерным ценностям менталитета. Также был осуществлен анализ динамики ассоциаций на стимул «семья» в данном исследовании и Ассоциативных словарях русского языка, который позволяет сделать вывод о наибольшей уязвимости молодых людей, чьи представления о семье были сформированы в конкретное историческое время в условиях неопределенности в обществе. Исследование языкового сознания личности позволяет выявить в том числе и трансформации ценностей в менталитете. Показано, что одним из ресурсов для укрепления семьи, особенно в условиях неопределенности, является семейная сплоченность, в которой в большей степени нуждаются молодые респонденты.
ЦИТАТА
Харитонова, Е.В. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / Е.В. Харитонова // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2021. – Т. 6. – № 4 (24). – С. 76-94