АННОТАЦИЯ
Обсуждается актуальная проблема использования возможностей гражданской науки в социально-психологическом исследовании (в рамках международного (Россия - ЮАР) проекта по изучению жизнеспособности молодежи). Цель статьи - показать вариант привлечения специалистов разных областей знания, заинтересованных неспециалистов, в том числе студентов и школьников, к решению общих задач - научную коллаборацию. Для квалификации проделанной в проекте работы как гражданской науки приводится ее понятие и называются признаки. Обосновывается распространение явления в современном взаимодействии науки и общества. Называются причины и ограничения, обуславливающие меньшее применение потенциала гражданской науки в социальных науках, прежде всего, в психологии, которые, тем не менее, не означают невозможности участия гражданских ученых в социально-психологическом исследовании. Научная коллаборация предоставляет такую возможность. Это научное сотрудничеств осуществляется между представителями разных организаций или государств при выполнении междисциплинарных проектов, когда специалистам узкого профиля (или гражданским ученым в одной области знания) оказываются необходимыми знания и опыт из других областей. Междисциплинарные задачи решались в проекте благодаря совместным усилиям исследователей (психологов, педагогов, экологов), психологов-практиков и учителей, специалистов природоохраны и программистов, студентов и школьников. Названы проведенные мероприятия гражданской науки: мониторинг состояния природной среды, конференции, научные шоу, фокус-группы и другие. Результаты работы позволяют говорить об эффективности применения предложенного варианта гражданской науки в социальной психологии.
ЦИТАТА
Гражданская наука и международная коллаборация в социально-психологическом исследовании / Н.М. Сараева, Е.А. Игумнова, А.В. Махнач, А.В. Микляева, И.А. Горьковая, А.И. Лактионова, Ю.В. Постылякова, А.А. Суханов // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2021. – Т. 6. – № 4 (24). – С. 6-33