АННОТАЦИЯ
Анализируется феномен и понятие «гражданская наука» (citizen science), рассматриваются ее место, роль и взаимодействие с профессиональной наукой. Гражданская наука - это подход, который имеет ряд преимуществ для трех благополучателей этого процесса: науки, общества, самих «гражданских ученых» и зависит от степени вовлеченности последних и характера проекта. Описываются формы гражданской науки и выделяются основные этапы научных исследований с привлечением «гражданских ученых». Большое внимание уделяется рассмотрению возможностей и практик использования гражданской науки в социально-психологических исследованиях. Показано, что реализация и использование гражданской науки имеет следующие социально-психологические характеристики: все «гражданские ученые» являются подлинными со-исследователями; они хорошо осведомлены о содержании, целях и задачах проекта, в котором добровольно принимают участие; им понятна их собственная роль и место в исследовании; они получают для себя новые знания в той области науки, в рамках которой ведется научная работа, приобретают новый опыт. Обсуждаются отличия гражданской науки от традиционного привлечения волонтеров в качестве респондентов (испытуемых), характерного для социальных наук и психологии. Приводятся примеры использования гражданской науки в исследовании жизнеспосо
ЦИТАТА
Махнач, А.В. ГРАЖДАНСКАЯ НАУКА В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ / А.В. Махнач, А.И. Лактионова, Ю.В. Постылякова. // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2019. – Т. 4. – № 4 (16). – С. 43-70