АННОТАЦИЯ
Статья посвящена сравнительному анализу жизнеспособности молодежи из регионов с разными социально-культурными и экологическими условиями жизни. Авторы понимают феномен жизнеспособности как динамический процесс, при котором люди демонстрируют положительную адаптацию, несмотря на опыт переживания серьезных жизненных невзгод, травм. В качестве факторов риска рассматриваются неблагоприятные социально-экономические и экологические условия окружающей среды, наличие травматической симптоматики, депрессии, ПТСР и их влияние на жизнеспособность подростков. В качестве ресурсов жизнеспособности рассмотрены индивидуальные характеристики, семейная и контекстуальная поддержка, социальная экология места проживания и позитивные детские переживания. Общая выборка подростков и молодежи из РФ в исследовании - 632 человека (230 юношей, 402 девушки). Все респонденты - жители городов: Санкт-Петербург - 229 чел., Кириши - 68 чел., Выборг - 64 чел., Череповец - 91 чел., Чита - 180 чел. Ср. возраст: 18,49 ± 1,87 лет. Общая выборка подростков и молодежи из ЮАР - 577 человек (258 юношей, 314 девушек). Ср. возраст: 18,13 ± 2,82 лет. Гипотезы исследования: 1. Ресурсы, являющиеся ведущими в структуре жизнеспособности подростков, имеют социальную и культурную обусловленность; 2. Неблагоприятная экология окружающей среды ослабляет жизнеспособность подростков; 3. Жизнеспособность является предиктором снижения развития психопатологии у подростков. Сделаны выводы: 1. К факторам риска, ослабляющим жизнеспособность подростков, относятся: неблагоприятные социально-экологические условия окружающей среды, наличие психопатологической симптоматики, недостаточность индивидуальных, семейных и контекстуальных ресурсов. 2. Ведущие ресурсы в структуре жизнеспособности подростков имеют социальную, экологическую и культурную обусловленность. 3. Жизнеспособность является предиктором снижения развития депрессии у подростков.
ЦИТАТА
Сравнительный анализ жизнеспособности молодежи из регионов с разными культурно-социальными и экологическими условиями жизни / А.В. Махнач, А.И. Лактионова, Ю.В. Постылякова, И.А. Горьковая, А.В. Микляева, Н.М. Сараева, А.А. Суханов, Л. Терон, М. Унгар // Психологический журнал. – 2021. – Т. 42. – № 4. – С. 16-27