АННОТАЦИЯ
Цель. Изучение социальной перцепции и выявление структурно-содержательных особенностей образа приемного ребенка у замещающих родителей с разной формой опеки. Контекст и актуальность. Переход на повсеместное семейное устройство детей-сирот и подготовка законодательных актов, предусматривающих утверждение новой профессии педагогического профиля (социальный воспитатель), а также введение обязательного психологического тестирования приемных родителей определили практическую значимость и актуальность научных исследований, связанных с отбором и подготовкой кандидатов, желающих создать приемную семью. Дизайн исследования. В работе изучалась структура социально-перцептивных представлений о приемном ребенке у замещающих родителей в зависимости от формы опеки и количества детей, принятых на воспитание. Наличие структурных взаимосвязей и статистических различий определялось с помощью методов корреляционного и сравнительного анализа. Участники. Приемные родители, осуществляющие опекунство на основе трудового соглашения (социальные воспитатели), а также приемные родители, имеющие родственные связи с приемными детьми и осуществляющие опекунство в форме «кровной опеки» (кровные опекуны). Всего 110 человек. В ходе обработки и анализа данных вся выборка была разбита на следующие группы: 1. группа социальных воспитателей, принявших в семью 1-2-х приемных детей (N=48); 2. группа социальных воспитателей, принявших в семью 3-х и более детей (N=30); 3. группа кровных опекунов (N=32). Методы (инструменты). Для выявления структуры и содержания перцептивного образа приемного ребенка применялся вербальный вариант методики СОЧ(И) В.Л. Ситникова. Результаты. Анализ компонентных профилей перцептивного образа приемного ребенка у разных категорий замещающих родителей показал, что они идентичны по своей структуре. В иерархии структуры образа ведущими выступают «Социальный», «Деятельностный» и «Поведенческий» компоненты. Содержательный анализ перцептивного образа приемного ребенка позволил выделить в семантическом пространстве приемных родителей структурно-смысловые единицы (компоненты образа), отражающие ценностное отношение ребенка к жизни в замещающей семье (компонент «Ценность семьи») и наличие вредных привычек и аддикций (компонент «Вредные привычки»). Это определило структурную специфику перцептивного образа приемного ребенка у социальных воспитателей и кровных опекунов и ее отличие от структуры образа ребенка у обычных родителей. Межгрупповой сравнительный анализ показал, что социальные воспитатели, принявшие в семью 3-х и более детей, чаще выделяют характеристики ребенка, имеющие значение для взаимодействия в системе «ребенок-взрослый»; они чаще отмечают отношение приемного ребенка к жизни в семье, отношение ребенка к авторитету взрослого, а также наличие у ребенка вредных привычек и зависимостей. Выводы. Получены результаты, показавшие структурно-содержательные особенности перцептивного образа приемного ребенка у приемных родителей с разным количеством детей и разной формой опеки - социальных воспитателей и кровных опекунов.
ЦИТАТА
Алдашева, А.А. Социально-перцептивный образ приемного ребенка у замещающих родителей с разной формой опеки / А.А. Алдашева, М.Е. Зеленова, О.Н. Сиваш // Социальная психология и общество. – 2021. – Т. 12. – № 2. – С. 110-128