Образ приемного ребенка как регулятор деятельности социальных воспитателей | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Образ приемного ребенка как регулятор деятельности социальных воспитателей

Алдашева А. А., Зеленова М. Е., Сиваш О. Н.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в сборнике трудов конференции
ГОД 2020
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Исследование направлено на изучение регуляторных особенностей ментального образа приемного ребенка у родителей с разной формой опеки детей-сирот. В связи с подготовкой законопроекта о сопровождении приемных семей и обязательном психологическом тестировании приемных родителей, эмпирические исследования в данной области получили особую актуальность и значимость. Выборку составили: 1) социальные воспитатели - приемные родители, выполняющие свои функции на основе трудового договора возмездно и воспитывающие разное количество детей-сирот; 2) кровные опекуны - приемные родители, имеющие родственные связи с воспитанниками, оставшимися без родителей. Всего обследовано N = 110 человек. Для выявления особенностей образа приемного ребенка применялся вербальный вариант методики СОЧ(И) (В. Л. Ситникова). Были получены следующие результаты: 1. У приемных родителей в иерархии компонентов образа ведущее место принадлежит качествам ребенка, раскрывающим его особенности как субъекта социального взаимодействия, - «социальному» компоненту. Установлено также, что для многодетных приемных родителей важно поведение ребенка и его характеристики как субъекта деятельности, занимающие в образе обычных родителей нижние иерархические позиции. Такую структурную особенность образа ребенка в менталитете многодетных родителей мы объясняем наличием множества проблем, возникающих в диаде «приемный ребенок - приемный взрослый». 2. Установлено, что у кровных опекунов в структуре образа приемного ребенка отсутствует компонент «ценности семьи», что является тревожным фактом. Именно ценности семьи выполняют регуляторную функцию и формируют единство малой группы, объединяющей понятие «мы». 3. При сопоставлении образов «хорошего-плохого» ребенка была выявлена важная особенность менталитета многодетных социальных воспитателей - образы «хороший-плохой» ребенок по своей структуре оказались слабо дифференцированными, что в контексте ранее полученных эмпирических данных можно интерпретировать как слабую эмоционально-личностную вовлеченность в процесс воспитания, а также о наличии психологической дистанцированности в отношениях с приемными детьми.
ЦИТАТА
Алдашева, А.А. Образ приемного ребенка как регулятор деятельности социальных воспитателей / А.А. Алдашева, М.Е. Зеленова, О.Н. Сиваш. В сборнике: Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации. – 2020. – С. 357-367
АВТОРЫ

Алдашева Айгуль Абдулхаевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

151
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ ДЕТИ-СИРОТЫ ORPHANS

Зеленова Марина Евгеньевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

161
СТРЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ STRESS
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2020 год

2021 год

2019 год

2018 год