АННОТАЦИЯ
Предлагаемая в работе модель исследования описывает технологии анализа ментальности коллективного (и индивидуального) субъекта с позиций этнофункционального подхода с учетом трех этапов развития ментальности (архаики, премодерна и модерна, отражающего естественнонаучное мировоззрение). Модель выстраивается на основе положения о том, что оптимальное развитие ментальности заключается в интеграции эмоциональночувственных, когнитивных и поведенческих отношений. В работе, на основе предложенной теоретической модели, анализируется становление российской ментальности в XVII-XVIII вв. Делаются выводы о том, что в тот период в России была осуществлена модернизация русской ментальности, которая проводилась в форме введения естественнонаучного компонента в систему церковного образования, а также через введение в ментальность правящей элиты представлений о необходимости стремления к «общему благу». Еще одним направлением развития ментальности в эпоху Петра I стало формирование терпимого отношения к иноконфессиональным представлениям. Проблемой исследования выступает психологический энофункциоанльный анализ представлений современников об образе той эпохи. Для анализа исторических представлений об образе конкретных исторических эпох в сознании наших современников (историческая память) предлагается два подхода. Первый связан с изучением научной литературы, посвященной конкретному историческому периоду (образ в науке), второй - с анализом представлений пользователей социальных сетей (обыденный образ). Исследование должно быть ориентированно на изучение особенностей саморефлексии коллективного субъекта через анализ трех компонент: этноинтегрирующих и этнодифференцирующих архаических факторов, динамики саморефлексии надэтнически-религиозных компонента и компонента модерна. При таком подходе, задачей исследования выступает выявление и описание соотношений между представленными тремя компонентами, что может рассматриваться как особенности исторической саморефлексии в научном мире и обыденных представлениях населения. Показано, что предварительная апробация программы исследования свидетельствует о наличии различной выраженности интереса населения к концептам архаики (природа), предмодена (религия) и модерна (знания) в различных странах мира (результаты получены путем анализа поисковых запросов пользователей Google из 12 стран мира). Предполагается, что выявленный феномен должен проявить себя и в предложенном исследований.
ЦИТАТА
Сухарев, А.В. Образ эпохи Петра I в исторической памяти современников: модель психологического этнофункционального анализа / А.В. Сухарев // Гуманизация образования. – 2020. – № 3. – С. 83-91