АННОТАЦИЯ
Эмпирическое исследование направлено на выявление психологических ресурсов, способствующих регуляции негативных психических состояний и сохранению работоспособности и здоровья профессионалов, выполняющих работу в условиях с высоким уровнем неопределенности и влияния экстремальных факторов среды. В качестве предикторов стрессоустойчивости субъекта труда в сложных условиях деятельности рассматривались уровень жизнестойкости («hardiness») и уровень профессионального мастерства. Участниками исследования выступили летчики ВКС. Нарушения физического здоровья респондентов определялись на основе медицинских карт по результатам прохождения плановой врачебно-летной комиссии. Для диагностики признаков негативных психических состояний и выявления наполненности повседневной жизни летчиков стрессогенными событиями применялись стандартизированные психологические методики. Результаты исследования позволили выявить статистически значимые взаимосвязи между показателями психологического благополучия и здоровья летчиков, с одной стороны, и показателями жизнестойкости, профессионального мастерства, конструктивностью стратегий преодолевающего поведения - с другой. Установлено, что чем ниже уровень стресса, выгорания и утомления, тем выше показатели жизнестойкости. Характеристики профессионализма («стаж», «налет часов» и «классность») тесно связаны с уровнем утомления, работоспособности, выгорания и структурой копинг-профиля. Чем выше показатель «классности», тем выше компоненты жизнестойкости «Принятие риска» и «Контроль». Индекс физического здоровья тесно связан с индексами утомления, уровнем выгорания (сниженной мотивацией к труду), импульсивностью и наличием семьи и детей у летчиков. Результаты статистической обработки показали, что профессиональное мастерство и жизнестойкость можно рассматривать как независимые группы внутренних ресурсов регуляции внутреннего благополучия летчиков, функционирующих во взаимосвязи с копинг-стратегиями.
ЦИТАТА
Жизнестойкость в регуляции функциональных состояний летчиков В сборнике: Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации. – 2020. – С. 506-516