МОЖЕТ ЛИ ПРИТОК ИММИГРАНТОВ ОБЪЯСНИТЬ КОНВЕРГЕНЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТРАН? | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

МОЖЕТ ЛИ ПРИТОК ИММИГРАНТОВ ОБЪЯСНИТЬ КОНВЕРГЕНЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТРАН?

Григорьев А.А., Сугоняев К.В.
Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология ВАК IF 1,280
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2020
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
В ряде работ было продемонстрировано, что в настоящее время, согласно результатам международных исследований, страны мира сближаются друг с другом по образовательным достижениям, рассматриваемым некоторыми авторами как индикатор когнитивной способности населения. Данное явление может быть объяснено притоком иммигрантов, более интенсивным в благополучных странах, характеризующихся высокими образовательными достижениями. Для проверки этого предположения был проведен дифференцированный анализ данных коренного населения стран и иммигрантов; показателем сближения стран служила отрицательная корреляция между исходным уровнем и динамикой образовательных достижений. Его результаты показали, что феномен не может быть, по крайней мере целиком, объяснен притоком иммигрантов: страны сближались не только по достижениям всех участников, но и по достижениям коренного населения, причем значения показателя сближения мало отличались. Анализ данных коренного населения выявил, что конвергенция стран происходила в большей мере за счет снижения достижений коренного населения в странах с изначально высоким их уровнем. В то время как снижение в таких странах продолжается, число стран с изначально низкими достижениями и повысившими их сокращается. Это привело к тому, что процесс сближения стран в самые последние годы замедлился. Направление динамики образовательных достижений стран, характеризующихся ее устойчивостью, в целом соответствует направлению изменения уровня интеллекта населения этих стран по данным исследований эффекта Флинна на материале психометрических измерений. Устойчивой отрицательной динамикой образовательных достижений характеризуются некоторые европейские или населенные преимущественно выходцами из Европы страны. Россия характеризуется устойчивой положительной динамикой этих достижений.
ЦИТАТА
Григорьев, А.А. МОЖЕТ ЛИ ПРИТОК ИММИГРАНТОВ ОБЪЯСНИТЬ КОНВЕРГЕНЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТРАН? / А.А. Григорьев, К.В. Сугоняев // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2020. – Т. 5. – № 3 (19). – С. 6-30
АВТОРЫ

Григорьев Андрей Александрович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

84
ИНТЕЛЛЕКТ INTELLIGENCE НАЦИОНАЛЬНЫЙ IQ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2015 год

2019 год

2017 год

2019 год