Предметом исследования в проведенной работе является соотношение двух разных субстанций человеческой психики - ментальной (субъективной) и материальной (вербальной) - в ракурсе исследования природы осмысленности слова. В статье представлены результаты нашего длительного эмпирического изучения онтогенза младенцев первого года жизни. Анализируются основные формы реагирования их нервной системы, приводящие к формированию осмысленности действий, а затем и слов. Основой этих реакций автор считает прирожденные способности нервной системы младенца: чувствительности, активности и способности к научению. Показано, что осмысленность действий младенца возникает в результате включения действий ребенка во взаимоотношения с действительностью, при которых логика действительности отражается в действиях малыша. Такое отражение по своему функционированию представляет осмысленность действий. Этот процесс движется в результате научения и имеет адаптивное значение. Наша разработка представляет собой исследование так называемой «малой психофизиологической проблемы», т.е. соотношения ментальной и материальной сторон речи.
ЦИТАТА
Ушакова, Т.Н. Рождение осмысленного слова у ребенка раннего возраста / Т.Н. Ушакова // Вопросы психолингвистики. – 2020. – № 3 (45). – С. 169-182
Проведенный нами и другими исследователями анализ парадигм реактивности и активности, теории рефлекса и теории функциональных систем, бихевиоризма и физиологии активности показал, что ключевым пунктом...
Проблема способностей исследовалась автором в разных аспектах: философском, социальном и психологическом. Для более углубленного и всестороннего анализа данной проблемы использовался диалектический пр...