Предметом исследования в проведенной работе является соотношение двух разных субстанций человеческой психики - ментальной (субъективной) и материальной (вербальной) - в ракурсе исследования природы осмысленности слова. В статье представлены результаты нашего длительного эмпирического изучения онтогенза младенцев первого года жизни. Анализируются основные формы реагирования их нервной системы, приводящие к формированию осмысленности действий, а затем и слов. Основой этих реакций автор считает прирожденные способности нервной системы младенца: чувствительности, активности и способности к научению. Показано, что осмысленность действий младенца возникает в результате включения действий ребенка во взаимоотношения с действительностью, при которых логика действительности отражается в действиях малыша. Такое отражение по своему функционированию представляет осмысленность действий. Этот процесс движется в результате научения и имеет адаптивное значение. Наша разработка представляет собой исследование так называемой «малой психофизиологической проблемы», т.е. соотношения ментальной и материальной сторон речи.
ЦИТАТА
Ушакова, Т.Н. Рождение осмысленного слова у ребенка раннего возраста / Т.Н. Ушакова // Вопросы психолингвистики. – 2020. – № 3 (45). – С. 169-182
В контексте концепции С.Л. Рубинштейна о субъекте и субъектно-деятельностном подходе в психологии представлена парадигма активности субъекта в психологии восприятия и психофизике. Применительно к этим...
В статье представлены результаты онлайн-опроса, посвященного саморегуляции и ряду индивидуально-личностных и стилевых свойств при переживании людьми неопределенности в начале пандемии COVID-19 (N = 54...
Анализируются проблемы измерения способности к распознаванию эмоций как одного из компонентов эмоционального интеллекта. Предлагается новая методика (видеотест), позволяющая измерить два аспекта распо...
Представлены выделенные из ранних работ С.Л. Рубинштейна теоретические основания современной разработки проблемы коллективного субъекта. Сформулированы основные признаки коллективного субъекта, характ...