АННОТАЦИЯ
Обсуждается проблема отношений и содержания ряда (континуума) научных понятий, сопряженных с понятием эффективности профессиональной деятельности субъекта: “задатки”, “способности” (общие, специальные, профессиональные), “профессионально важные качества” (ПВК), “компетенции” и др. Предполагается, что с помощью историко-теоретического анализа содержательных аспектов отношений разных характеристик профессионального становления субъекта (или единой характеристики на разных стадиях её эволюции), а также формальных аспектов отношений обозначающих их понятий, можно выявлять новые свойства и связи этих характеристик (этой характеристики), а также восстанавливать их сущностные свойства, генезис, динамику и факторы эволюции. Для анализа стадий эволюции профессионального становления субъекта используются два критерия - мера специализации функциональных систем и то, насколько тесно связаны функциональные системы интеграции субъекта с условиями среды. Оба критерия отражают один вектор эволюции профессионального становления субъекта, сопряженный с повышением и/или понижением эффективности его профессиональной деятельности и его социальной успешности. По двум критериям можно различать и выделить стадии эволюции профессионального становления субъекта, представленные разными функциональными системами (психологическими системами) с последовательно возрастающей мерой их специализации и избирательной интеграции с новыми условиями среды. Такие системы являются эволюционно изменяющимися функциональными системами (ФС), становление, развитие, функционирование и угасание которых обусловлено мерой опыта субъекта, накапливаемого в процессах познания и решения задач деятельности. Стадии эволюции профессионального становления субъекта можно представить как континуум последовательных трансформаций его функциональных систем: задатки - способности (общие) - специальные способности - профессиональные способности - профессионально важные качества (ПВК) - компетенции - дополняющие командные качества - диадные дополняющие качества, и т.д. Даны определения вышеназванных понятий с учетом пространства-времени их становления и функционирования, а также обсуждаются вопросы, возникающие при новой постановки проблемы и методология ее дальнейшего изучения.
ЦИТАТА
Толочек, В.А. Континуум “задатки - способности - профессионально важные качества - компетенции”: открытые вопросы / В.А. Толочек // Психологический журнал. – 2020. – Т. 41. – № 4. – С. 32-45