Цель исследования: посредством анализа практики использования в психологии ряда научных понятий выявить как характер их взаимосвязи, так и функциональные отношения ими отражаемых феноменов (как фрагментов социальной реальности). Отношения этих понятий можно представить в континууме: Задатки < Способности < Специальные способности < Профессиональные способности < Профессионально важные качества < Компетенции < Компетентность ; и как такую же последовательность содержательно близких понятий: Потенциал < Интрасубъектные ресурсы < Интерсубъектные ресурсы < Внесубъектные ресурсы. Предлагаются три варианта формализации функциональных и генетических отношений анализируемых понятий: а) согласно принципу транзитивности (на основании отношений логического объема и психологического содержания понятий): этот вариант приведен выше; в) как функции отношений аргументов: Способности (общие) = f (Задатки, Деятельность, Время); Способности специальные = f (Способности, Деятельность специализированная, Пространство, Время) и т.д.; с) третий вариант формализации представлен как динамика развития функциональных систем в координатах «Пространство» и «Время», которые на разных стадиях развития систем могут описываться посредством новых «векторов», отражающих новые актуальные условия среды и времени. Выделенные формальные отношения понятий позволяют акцентировать внимание на сущностных свойства соответствующих фрагментов реальности, при этом анализируемые понятия остаются открытой система.
ЦИТАТА
Толочек, В.А. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ В КОНТИНУУМЕ "ЗАДАТКИ - КОМПЕТЕНЦИИ" / В.А. Толочек // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2018. – Т. 7. – № 1. – С. 16-25
Обсуждаются феномены «профессионально важные качества» и «компетенции» в процессах профессионального становление субъекта. Анализируется проблема спонтанного разрастания тезауруса психологии труда (во...
В статье обсуждаются феномены профессионального становление субъекта и анализируются проблема тезауруса психологии труда (возрастания числа понятий, отражающих эффективность деятельности и успешность ...
Обсуждается проблема тезауруса психологии способностей (возрастания числа понятий, отражающих эффективность деятельности и успешность субъекта). Предлагается способ упорядочивания системы понятий (зад...
Обсуждается проблема отношений и содержания ряда (континуума) научных понятий, сопряженных с понятием эффективности профессиональной деятельности субъекта: “задатки”, “способности” (общие, специальные...