АННОТАЦИЯ
Восприятие совести может определять нравственную направленность человека и социума. Изучая восприятие совести, можно выявить зрелость/незрелость нравственных убеждений и позитивно-негативную валентность восприятия совести и тем самым определить степень сформированности нравственной сферы личности. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи представлений молодежи о совести с ее ценностными ориентациями. Выборка состоит из 103 студентов московских вузов. Используется адаптированный вариант методики М. Рокича «Ценностные ориентации» и авторская анкета для определения структуры социальных представлений о совести. Гипотеза исследования: содержание и валентность социальных представлений молодежи о совести будут различаться в зависимости от предпочитаемого типа терминальных и инструментальных ценностей. Результаты показали, что валентность и содержание представлений о совести взаимосвязаны с выбором респондентами той или иной группы ценностей. Респонденты, выбирающие конкретные ценности (интересная работа, материально обеспеченная жизнь, развлечения и т. п.), статистически чаще разделяют цинично-прагматичное отношение к совести, чем респонденты, у которых в структуре ценностей в той или иной мере присутствуют абстрактные ценности (жизненная мудрость, творчество, счастье других и т. п.). Структура инструментальных ценностей также соотносится с представлениями о совести. Так, наиболее циничное отношение к совести демонстрируют респонденты с ведущими ценностями дела; не столь категоричное отношение, но отрицающее внутреннюю обусловленность совести и независимость ее от внешних оценок выявляется у молодых людей с ценностями самоутверждения; самые позитивные представления о совести проявляются у респондентов с ведущими ценностями общения. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, и результаты показывают хорошую работу адаптационной функции представлений о совести у студентов, стремящихся к личному социальному успеху в современной ситуации общественного устройства.
ЦИТАТА
Мустафина, Л.Ш. Взаимосвязь восприятия совести и ценностных ориентаций студентов / Л.Ш. Мустафина // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 6 (111). – С. 81-86