Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения

Толочек Владимир Алексеевич
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология ВАК IF 0,706 RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2019
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 26
АННОТАЦИЯ
Обсуждается содержание работ отечественных и зарубежных ученых, в которых представлены методология и описания профессионально важных качеств субъектов деятельности (условно названных «ПВК-подход») и компетенций («компетентностный подход»). Анализируются задачи и особенности двух подходов, являющихся разными научными парадигмами. Констатируется, что неконструктивно решение вопросов и явлений, понимаемых как «профессионально важные качества» (ПВК), и «компетенций» при их сопоставлении в качестве компонентов бинарной оппозиции (или… или…). Конструктивным решением может быть восстановление целого ряда (континуума) генетических преобразований феномена (феноменов), в разных научных традициях определяемых как «ПВК», «компетенции», «способности» (общие, специальные, профессиональные) и др. Особенности научного изучения профессий и профессиональной деятельности субъектов, складывающиеся с 1920-х годов (ПВК-подход) и с начала 1970-х годов (К-подход), являются частными, дисциплинарными парадигмами. Обе парадигмы имеют свои возможности и ограничения. ПВК-подход как научную парадигму характеризуют предельные широкие обобщения; нередко подмена измерений и мониторинга эволюции ПВК «суждениями здравого смысла»; латентно постулируемая сохранность ПВК на протяжении всей профессиональной жизни субъекта и др. «Спонтанная оппозиция» базовым положениям ПВК-подхода предстает как множество разных, не согласованных и не согласующихся между собой точек зрения. К-подход как научную парадигму характеризуют прагматизм исходных целей и задач; эмпиризм; нередко подмена научного изучения феноменов обобщением суждений экспертов-практиков; экстенсивный подход к изучению компетенций; решение вопросов совместной деятельности через расширение наборов компетенций субъекта; недостаточное внимание к вопросам перспектив развития качеств субъекта, его личностного и профессионального развития в продолжение всей его карьеры. «Спонтанная оппозиция» чаще заявляет о себе как аргументированные альтернативные подходы, как критика оппонентов и аргументация преимуществ своего подхода.
ЦИТАТА
Толочек, В.А. Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения / В.А. Толочек. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2019. – Т. 9. – № 2. – С. 123-137
АВТОРЫ

Толочек Владимир Алексеевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

323
СУБЪЕКТ РЕСУРСЫ SUBJECT
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2017 год

2018 год

2019 год

2020 год