АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены научные идеи Я. А. Пономарева, талантливого человека, выдающегося психолога и философа, блестящего экспериментатора и глубокого мыслителя, в области теории и методологии психологии. Обозначены основные этапы жизненного пути и научного творчества ученого. Показаны истоки и логика развития философско-психологической теории Пономарева, а также развитие его научных идей в период работы в Институте психологии РАН. Представлены фундаментальные научные произведения Пономарева и выделены главные их идеи. Указаны важнейшие научные достижения Пономарева в области теории и методологии психологии: открытие феномена неоднородности результата действия человека (наличие в нем прямого, осознаваемого, и побочного, неосознаваемого, продуктов деятельности), выявление психологического механизма интуиции, введение категории взаимодействия; учение о психологическом механизме индивидуального творчества и поведения в целом и его центральном звене - внутреннем плане действий - ВПД (иначе - способности действовать «в уме» - СДУ); открытие сначала принципа, а затем универсального закона ЭУС («этапы - уровни - ступени») - закона преобразования этапов развития системы в структурные уровни ее организации и ступени дальнейших развивающих взаимодействий; учение о фазах творчества и структурных уровнях его организации; введение категории рефлексии, в
ЦИТАТА
Галкина, Т.В. Основные научные идеи Я. А. Пономарева в области теории и методологии психологии / Т.В. Галкина, А.Л. Журавлев. // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 2 (107). – С. 73-81