Пространственная автокорреляция образовательных достижений в российской федерации | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Пространственная автокорреляция образовательных достижений в российской федерации PDF

Григорьев Андрей Александрович
Психология. Журнал Высшей школы экономики ВАК SCOPUS WOS IF 1,374 RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - краткое сообщение
ГОД 2018
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 6
АННОТАЦИЯ
Пространственная автокорреляция является мерой того, в какой степени расположенные вблизи друг от друга объекты характеризуются тенденцией иметь сходные значения по некоторому показателю. С недавнего времени в психологии стала изучаться пространственная корреляция национального IQ (среднего интеллекта в стране). В настоящей статье представлены результаты расчета пространственной автокорреляции образовательных достижений (оцененных из среднего балла ЕГЭ лиц, поступивших в бюджетные вузы в 2014 г.), преступности, рождаемости, младенческой смертности, урбанизации, миграционного сальдо и доходов населения для 75 регионов (субъектов) РФ. Эти результаты показали, что, хотя все перечисленные показатели характеризуются пространственной автокорреляцией, ее величина варьирует. Низкой пространственной автокорреляцией характеризуются миграционное сальдо, доходы населения и образовательные достижения.Низкая пространственная автокорреляция миграционного сальдо в некоторой мере, воз-можно, обусловлена тем, что даже небольшое различие в условиях жизни между соседними регионами может вызвать довольно интенсивную миграцию из региона с худшими условиями в регионы с лучшими условиями, в том числе в соседний, про лучшие условия в котором мигрантам должно быть известно. Низкая пространственная автокорреляция доходов населения объясняется, вероятно, тем, что в РФ доходы населения региона в значительной степени определяются добычей нефти и газа, а местонахождение полезных ископаемых едва ли характеризуется пространственной автокорреляцией на уровне таких территориальных единиц, как субъекты РФ. Пространственную автокорреляцию образовательных достижений несколько снижает, возможно, то, что их оценки были получены посредством усреднения баллов ЕГЭ для всех специальностей всех вузов региона без учета возможных различий регионов по престижности специальностей и числу бюджетных мест в вузах.
ЦИТАТА
Григорьев, А.А. Пространственная автокорреляция образовательных достижений в российской федерации / А.А. Григорьев. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2018. – Т. 15. – № 1. – С. 164-173
АВТОРЫ

Григорьев Андрей Александрович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

72
ИНТЕЛЛЕКТ INTELLIGENCE НАЦИОНАЛЬНЫЙ IQ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2016 год

2018 год

2012 год

2012 год