АННОТАЦИЯ
Рассматривается взаимосвязь стратегий совладания со стрессом, удовлетворенность социальной поддержкой с представлениями пожилых людей о совести, выступающими как отражение утверждения нравственных ценностей в повседневной жизни респондента. В исследовании приняли участие 55 пожилых людей, средний возраст которых составил 62,4 года, 40 женщин и 15 мужчин. Мы предположили, что: 1) пожилые люди с высокими показателями проблемно ориентированного копинга чаще соглашаются с утверждением, что совесть не зависит от внешней оценки, а также с утверждениями, которые наиболее полно отражают содержание феномена совести, 2) пожилые люди с высокими показателями удовлетворенности социальной поддержкой чаще согласны с позитивными утверждениями о совести. Применялись авторская анкета, состоящая из 39 суждений о совести, методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» в адаптации Т. Л. Крюковой и методика воспринимаемой социальной поддержки Г. Зоммера и Т. Фюдрика. Результаты выявили, что высокие показатели проблемно ориентированного копинга у пожилых людей увеличивают частоту согласия с утверждениями, характеризующими независимость совести от внешней оценки. Второе предположение не подтвердилось, при этом выявилась значимая взаимосвязь цинично-прагматичного отношения к совести у пожилых респондентов и их высоких показателей субъективной удовлетворенности социальной поддержкой. Этот результат можно объяснить тем, что пожилые люди, обеспеченные всем необходимым для хорошего самочувствия и субъективно удовлетворенные такой социальной поддержкой, не нуждаются в «дополнительном» психологическом ресурсе - совести - и недооценивают роль совести в своей жизни. Это обстоятельство может косвенно подтверждать, что совесть и нравственные убеждения личности как отражение отношения к совести являются психологическим ресурсом в совладании с трудными жизненными ситуациями в пожилом возрасте.
ЦИТАТА
Мустафина, Л.Ш. НРАВСТВЕННЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ / Л.Ш. Мустафина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2018. – Т. 7. – № 4. – С. 359-363