АННОТАЦИЯ
Инсайт - это специфическая часть процесса мышления в ходе решения творческих задач. Опыт переживания неожиданного решения существенно отличает это решение от других видов мышления. Несмотря на то, что процесс инсайтного решения скрыт как от стороннего наблюдателя, так и от самого решателя, можно исследовать следы этого процесса в рабочей памяти. В данной работе проведен эксперимент, который позволяет говорить о том, возможно ли измерить динамику инсайтного процесса с помощью парадигмы двойной задачи и модели рабочей памяти. Была проведена проверка гипотезы о том, что процесс инсайтного решения конкурирует за когнитивные ресурсы с бессознательными процессами. Нами была проведена специальная процедура на основе парадигмы двойной задачи Д. Канемана, которая позволяет сочетать решение мыслительной задачи и задания-зонды различных типов. При выполнении заданий-зондов измеряется время реакции на стимулы. Были использованы два типа задач (инсайтные и регулярные) и два типа заданий-зондов (имплицитные и эксплицитные). Испытуемыми были 32 человека в возрасте от 18 до 32 лет (M = 19.81, SD = 2.51). Были выявлены значимые различия во времени реакции на имплицитное задание-зонд между условиями двойной задачи (совместное выполнение имплицитной категоризации и решение инсайтных задач) и одиночного выполнения имплицитного зонда, t(15) = -3.21, p =.006, d = -.76. Также получен совместный эффект типа мыслительной задачи и типа задания-зонда, F(1, 60)= 4.85, p =.035, ηp2 =.07. Полученные результаты поддерживают идею, что сознательная и неосознаваемая переработка информации являются отдельными процессами. Емкость бессознательной переработки ограничена, а имплицитные навыки перерабатываются теми же механизмами, что и решение инсайтных задач, конкурируя за общий для них ресурс. Также было показано, что скрытые творческие бессознательные процессы могут быть выявлены с помощью анализа динамики загрузки рабочей памяти.
ЦИТАТА
Лебедь, А.А. Бессознательная природа инсайта: парадигма двойной задачи / А.А. Лебедь, С.Ю. Коровкин // Ярославский психологический вестник. – 2018. – № 2 (41). – С. 20-28