Принятие решений в условиях субъективно равнозначных альтернатив | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Принятие решений в условиях субъективно равнозначных альтернатив

Лебедев А.Н.
Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология ВАК IF 1,280
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2018
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Рассматривается проблема принятия решений в ситуации выбора среди равнозначных альтернатив. В экспериментальной психологии сложность проблемы была показана в эксперименте Р. Нисбетта и Т. Уилсона, которые предлагали испытуемым на выбор четыре одинаковых товара в супермаркете. Большинство покупателей предпочитали товар, который лежал на витрине четвертым, но не осознавали этого. Исследователи сделали вывод о том, что в ситуации равнозначного выбора значимым оказывается фактор места товара на витрине, однако признались, что однозначно объяснить закономерность не представляется возможным. В предлагаемой статье приводятся результаты эмпирического исследовании различных способов представления равнозначных альтернатив для выбора. Группам участников исследования предлагалось сделать выбор в трех различных ситуациях: 1) произвольно выбирать и зачеркивать одну клетку в строках фигуры в форме лесенки и пирамиды; 2) «распределять финансовые средства 11 фондов между 12 незнакомыми менеджерами, сидящими за круглым столом»; 3) выбирать один среди нескольких одинаковых товаров по-разному расположенных на витрине магазина. Было показано, что в первом случае обнаруживалась тенденция к выбору альтернатив, находящихся в центре предложенных фигур. Во втором - распределять финансовые средства фондов «в форме циферблата часов». В третьем стратегия выбора зависела от способа размещения товаров на витрине. При этом большинство испытуемых применяло какие-то свои стратегии выбора, которые они не осознавали и не могли объяснить. В целом, принятие решений в условиях субъективно равнозначных альтернатив происходит на уровне наглядно-действенного мышления и часто оказывается нерациональным и непредсказуемым. Это позволяет сделать вывод о том, что мышление потребителя следует изучать как логико-стохастический процесс.
ЦИТАТА
Лебедев, А.Н. Принятие решений в условиях субъективно равнозначных альтернатив / А.Н. Лебедев. // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2018. – Т. 3. – № 4 (12). – С. 128-149
АВТОРЫ

Лебедев Александр Николаевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

246
ЛИЧНОСТЬ ГРУППОВАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ GROUP POLARIZATION
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2018 год

2014 год

2016 год

2018 год