АННОТАЦИЯ
Рассматривается проблема стабильности/динамики макропсихологических характеристик на материале образовательных достижений регионов Российской Федерации. Исследовалась связь образовательных достижений регионов России в начале XXI в. с грамотностью населения территорий этих регионов в конце XIX в. Использовались оценки образовательных достижений, полученные на основе данных о среднем балле ЕГЭ лиц, поступивших в бюджетные вузы регионов в 2014 г., и доступных данных о региональных результатах ЕГЭ в этом же году. Данные о грамотности населения были взяты из материалов Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Корреляция современных образовательных достижений с процентным составом грамотных мужчин в конце XIX в. составила 0,510, грамотных женщин 0,428, грамотных лиц обоего пола 0,461. Рассмотрены случаи несоответствия современных образовательных достижений и уровня грамотности в конце XIX в. Такие случаи определялись по остаткам регрессии образовательных достижений на грамотность: большие положительные остатки (>1) указывали на значительное превышение современными образовательными достижениями значений, предсказываемых по грамотности в конце XIX в., большие отрицательные остатки (<1) - на значительное снижение относительно этих значений. Регионы с большими отрицательными остатками четко кластеризуются: это либо кавказские республики, либо восточные регионы - четыре из девяти субъектов федерации, входящих в Дальневосточный Федеральный округ, и граничащий с этим федеральным округом Забайкальский край. Предложены объяснения для некоторых из выявленных несоответствий, исходящие из предположения о роли миграций в динамике региональных различий. Ключевые слова: образовательные достижения, грамотность, регионы, миграция.
ЦИТАТА
Григорьев, А.А. ПРОБЛЕМА СТАБИЛЬНОСТИ/ДИНАМИКИ МАКРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК НА МАТЕРИАЛЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / А.А. Григорьев, В.С. Шибаев. // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2018. – Т. 3. – № 2 (10). – С. 30-50