АННОТАЦИЯ
Рассматривается содержание социальных представлений студентов Москвы о совести. Гипотеза исследования заключалась в том, что ядро социальных представлений студентов о совести будет состоять из элементов, отражающих положительное влияние совести на жизнедеятельность человека и общества и при этом окажется недостаточно содержательным. Выборку составили 54 студента очной формы обучения московских вузов в возрасте 19-26 лет. Методы исследования и обработки полученных данных включали метод словесных ассоциаций, метод пиктограммы, авторскую анкету для исследования структуры социальных представлений о совести, использовалась оценочная шкала Ж.-К. Абрика и метод П. Вержеса. Результаты исследования показали, что в ядро представлений студентов о совести вошли десять элементов, отражающих как врожденный, так и приобретенный характер совести, независимость совести от внешних оценок и шесть утверждений, наиболее полно и глубоко отражающих содержание феномена совести. Самыми часто встречающимися ассоциациями со словом «совесть» у студентов Москвы являются «честность» и «честь», также в ядро социальных представлений входят понятия «ответственность» и «достоинство». Проведенное исследование выявило «выпадение» некоторых элементов социальных представлений и показало недостаточно глубокое понимание содержания совести молодыми людьми. Получается, что гипотеза исследования подтвердилась, то есть выявился позитивный характер элементов ядра социальных представлений московских студентов о совести, а содержательная полнота ядра представлений оказалась недостаточной. Таким образом, в целом в ядре представлений большинства респондентов находятся утверждения, выражающие позитивное отношение к совести и ее роли в жизнедеятельности человека и общества, но наблюдаются и отмеченные нами негативные тенденции в духовно-нравственном становлении современной российской молодежи.
ЦИТАТА
Мустафина, Л.Ш. Содержание социальных представлений современных студентов о совести / Л.Ш. Мустафина. // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 2. – С. 131-135