АННОТАЦИЯ
Исследователи творчества называют инкубацией перерыв в процессе решения задачи, в результате которого поиск ответа существенно облегчается. Цель работы заключалась в изучении механизмов и роли инкубационного периода в решении задач. Нами была разработана модель инкубационного периода (модель осознания), согласно которой успешная инкубация происходит только в том случае, когда решение задачи возникло до инкубации, но его осознание затруднено в силу имеющихся фиксаций. Следовательно, роль инкубационного периода будет заключаться не в обнаружении решения, а в его осознании. Для проверки нашей модели были проведены два экспериментальных исследования. В качестве стимульного материала использовались анаграммы, имеющие два верных ответа. В первый день испытуемым предъявлялось одно из решений на анаграмму. В связи с этим доступ к другому решению оказывался затруднен. Во второй день (через несколько дней) испытуемые решали анаграммы самостоятельно. Исследовалось влияние созданной в первый день установки на появление решений в результате инкубации. Полученные результаты показывают, что успешная инкубация возможна только в случае наличия альтернативного предактивированного ответа, осознание которого затруднено в силу имеющихся фиксаций. При предъявлении одного из ответов на анаграмму второй оказывается одновременно и активированным, и закрытым для доступа в сознание. Благодаря инкубационному периоду появляется возможность осознания альтернативного ответа. Также с помощью задачи лексического выбора было показано, что инкубационные процессы не связаны с изменением баланса активации элементов памяти.
ЦИТАТА
Валуева, Е.А. Механизмы инкубации в решении задач: проверка модели осознания / Е.А. Валуева, Н.М. Лаптева. В сборнике: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. – 2017. – С. 59-63