АННОТАЦИЯ
В статье предлагается рассмотрение саморегуляции как общей способности человека. Выделяются уровни саморегуляции, имеющие отношение к любой профессиональной деятельности: 1) психофизиологический, 2) социально-психологический, 3) психологический, 4) духовный, а также соответствующие этим уровням саморегулятивные способности: 1) способность к саморегуляции эмоциональных и психофизиологических состояний; 2) способность к саморегуляции в процессе социального взаимодействия; 3) способность к регуляции деятельности и способность к личностной саморегуляции; 4) высшая способность к саморегуляции, обусловленная высшими ценностями и смыслами бытия. Саморегуляция на высшем духовном уровне рассматривается здесь в связи с актуализацией высших саморегулятивных способностей, ведущих к самореализации личности в профессиональной деятельности. Описываются процессы, уровни, компоненты саморегуляции, связанные с различными условиями профессиональной деятельности, (например, в экстремальных ситуациях выполнения сложных видов деятельности), а также с разными типами профессий (педагоги, менеджеры по продажам и др.). Особое внимание уделяется саморегуляции в педагогической деятельности: представлены уровни, приемы саморегулятивных умений учителей, подчеркивается значение личностной саморегуляции педагога, обусловливающей саморазвитие, самосовершенствование и самореализацию в избранной профессии, что связано с проявлением высших саморегулятивных способностей. Отмечается, что в процессе осуществления профессиональной деятельности востребованными оказываются разные уровни и виды саморегуляции, которая осуществляется благодаря различным саморегулятивным способностям - от простых до сложных, включая и высшие.
ЦИТАТА
Ожиганова, Г.В. САМОРЕГУЛЯТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Г.В. Ожиганова. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2016. – № 4. – С. 37-46